Волшебные фонари: 200-летние проекторы

Jan 17, 2017 13:29

Все мы ходим в кино, а в детстве смотрели диафильмы на стене. Почти у всех есть проекторы в офисе, у некоторых - дома, встроенные в планшет или в качестве дополнения к смартфону. В корпоративную культуру прочно засела демонстрация слайдов, без которых выступления и презентации проходят крайне редко. А с чего всё началось? С волшебного фонаря, которым можно было пугать верующих, развлекать народ на ярмарках и проводить лекции для студентов XVII века.




Чтобы в домашних условиях сделать проектор, понадобится смартфон, линза и коробка. До того, как у нас появились мобильные устройства, нужны были отдельно свет и отдельно - носитель изображения. Или свеча, керосинка, масляная лампа и стекло с рисунком, который и будет проецироваться на плоскость или клубы дыма.



Первый проектор появился в XVII веке и назывался «волшебным фонарём». Его разработал нидерландский механик, физик, математик и астроном Христиан Гюйгенс, изучавший поведение света в исландском шпате, выпустивший набросок волновой теории света и усовершенствовавший телескоп.

Оптический принцип «волшебных фонарей» идентичен принципу камеры-обскуры, которую первым использовал предположительно ещё Леонардо да Винчи. Устройство Гюйгенса состоит из корпуса с отверстием или объективом. Внутри - источник света: на тот момент свеча или лампада, позже - электрическая лампа. Носителем изображения выступали стеклянные пластины. На изображении ниже вы видите дымоход, который необходим при использовании масляных ламп.



Как и автоматоны с XVIII века, фонари изначально помогали развлекать знать. Позже устройство стали использовать для развлечения простого населения, при этом иногда «волшебный фонарь» прятали, а изображения проецировали на клубы дыма, пугая монстрами и нечистью зрителей или рассказывая им различные истории на ярмарках. Иезуиты показывали верующим с помощью проекции ужасы преисподней.

В «Философском словаре» Ришле 1719 года дано такое определение устройства: «Маленькая машина, которая показывает в темноте на белой стене различные призраки и страшные чудовища; таким образом, тот, кто не знает секрета, думает, что это делается с помощью магического искусства».



«Солнечный микроскоп», как один из вариантов «волшебного фонаря», стал ещё одним важным шагом на пути к кинематографу. Устройство позволяло показывать цветные изображения в движении. Такое устройство в своих выступлениях использовал Жан-Поль Марат, врач и политический деятельно эпохи Великой французской революции.

Уже с XVII-XVIII веков технологию стали всё чаще применять для научных лекций, для просветительской работы. В 1878 году в Санкт-Петербурге начал выходить ежемесячный журнал Волшебный фонарь, который был предназначен для публичных чтений с использованием «туманных картин» - это ещё одно название изображений, получаемых с этого устройства.

В современном понимании «выступление» означает демонстрацию слайдов с текстом, изображениями и графиками. Визуальный ряд помогает запомнить и привлечь внимание слушателей к определённым аспектам. Сегодня у слова «презентация» есть ясный синоним - PowerPoint. А до того, как в каждом офисе начали использовать множество компьютеров, были, например, кодоскопы. Я помню это устройство ещё по школе - их использовали еще лет пятнадцать назад, и, наверное, продолжают.



Но статичные картинки не столь интересны, как движущиеся изображения. Для показа первых мультфильмов использовали специальные пластины с несколькими кадрами. Распространение этого формата развлечения привело к стандартизации носителей изображений. Это был ещё один шаг на пути кинематографического искусства. «Фонарь» с движущимися картинами назывался «фенакистископ», что означало «обманщик» и «смотреть».






Конструкцию первого такого устройства разработали около 1830 года. А в 1878 году губернатор Калифорнии поспорил с фотографом, отрывает ли бегущая галопом лошадь все четыре ноги от земли. Другая версия истории говорит о том, что фотограф просто выполнял заказ губернатора об анализе движения лошади. В результате двенадцать фотоаппаратов, расставленные вдоль беговой дорожки, снимали движение лошади. Для лучшего результата съёмка велась на фоне белой стены. Затем количество фотоаппаратов увеличили до 24, а из снимков сделали движущееся изображение. Фотографа звали Эдвард Майбридж, и он первым ввёл понятие «кадровой частоты».

Братья Люмьер, показывавшие фильмы с 1896 года, использовали 16 кадров в секунду. Это было обусловлено тем, что расход плёнки составлял 1 фут в секунду - считать было легче. А в 1926 году, с появлением звукового кино, консорциум американских кинокомпаний ввёл стандарт в 24 кадра в секунду. Окончательно этот параметр утвердила Американская Академия киноискусства в 1932 году.



В XIX веке фонари, уже давно переставшие быть исключительно великосветским развлечением, стали доступны для домашнего использования простым (почти) смертным. Фонари стали производить всё чаще, используя самые разные виды корпусов. Были фонари в форме домов, церквей и китайских пагод, карет и автомобилей.







На смену фонарям с масляными лампами пришли электрические диапроекторы. По сути, такие устройства мало чем отличаются от «волшебных фонарей» двухсотлетней давности, кроме автоматического пролистывания слайдов и наличия лампочки.



У меня в детстве был ФД2 - узнал его по фотографии ниже.



Диапроектор ФД2. Источник



Диапроектор «Альфа 35-50». Источник



Диапроектор «Свитазь-Авто». Источник: Avito
В СССР популярными были фильмоскопы - это тот же диапроектор, только вместо слайдов в нём использовались рулонные диафильмы. А кому-то из вас родители в детстве перед сном показывали на стене сказки про Чиполлино, Айболита Красную Шапочку или даже про Алису из XXI века?

Оригинал моей статьи на Geektimes.

история ИТ, кинотеатры, история, технологии, диафильмы, проекторы

Previous post Next post
Up