Относительность пространства-времени

Jul 18, 2013 10:51

Начнём с того, что во времена Аристотеля пространство и время ещё были абсолютными. Мир, по представлениям греков, статичен и в общем-то не изменяется, а изменяемся только мы, над нами же возвышается вечный купол неба и вечное время богов.

Примерно так же обстояли дела и в золотом веке христианства во всём многообразии его плохо понимающих друг друга конфессий.

Но в Новое Время, начиная с Галилея, появились серьёзные сомнения в абсолютности пространства. Неизменно только время, а если наблюдатель движется, то точка в пространстве l1 для него со временем превращается в l2. Например, раньше тут стояло дерево, а спустя год его срубили и построили  "Икею". Грек сказал бы, что изменился наш чувственный опыт, а точка пространства осталась прежней. Но теоретик Нового Времени считает, что и сама точка пространства стала другой. Мир меняется во времени, причём необратимо -- и однажды произойдёт коллапс, который с этим миром покончит. А пространство -- лишь часть мира и меняется вместе с ним.

Но Сатана, как известно, не долго ждал реванша. Эйнштейн подверг сомнению абсолютность даже времени. Если два наблюдателя движутся друг относительно друга с достаточно большой скоростью, то их точки зрения на одновременность событий могут отличаться. Когда один наблюдатель воспринимает одну точку времени t, в которой произошли два события, для другого наблюдателя это две разные точки во времени t1 и t2. Таким образом, у нас уже нет единой шкалы времени, парящей в недоступной выси. Но при этом Эйнштейн вернул на место пространство! Пространство, ставшее бесконечным и получившее название вакуума, гордо и неизменно существует в вечности, над относительным временем.

Но в ОТО стали относительными уже и пространство, и время. И то, и другое достаточно ловко искривляется в неподражаемой магии Римана. А пространство Римана уже вовсе не безобидный континуум Минковского. По отношению к Риману,  говоря шутливо, верен тезис из Экклезиаста: "Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать". Даже то, что кажется прямым, на самом деле криво. Все относительно. Но когда мы смотрим на эту относительность, у нас возникает законный вопрос: если относительно, то относительно чего? Раз ничто больше не абсолютно, то как выбрать точку зрения, позволяющую вообще говорить об относительности? Вопрос не столь сложный, как может показаться. Во всех рассуждениях, до сих пор мало учитывался тот, кто, собственно рассуждает -- будто бы рассуждения происходят вообще, от некого закадрового голоса в фильме. На самом деле, конечно, личность рассуждающего имеет непосредственное отношение к нашему разговору. Как пространство, так и время существуют относительно сознания. Следовательно, сознание и есть неподвижная точка в системе современной физики.

Таким образом, современному (европейскому) миру понадобилось почти две с половиной тысячи лет, чтобы допереть до того, о чём в Индии знали всегда. Правда, по ходу этого допирания было изобретено множество полезных штук, хотя без них, если честно, можно было и обойтись. Однако теперь уже поздно думать. Радостно уже и то, что хоть что-то поняли варвары, занимавшиеся исследованием временного призрачного мира вместо поисков себя...

Наука

Previous post Next post
Up