Противостояние более глобальной активности России

Jul 01, 2021 15:56


(продолжение)

Африка

В Африке Россия хочет возобновить и расширить свое влияние и создать новый силовой блок. Африка представляет собой уникальную ценность для России с дипломатической точки зрения, потому что африканские государства имеют самый большой географический блок голосования в различных международных организациях, включая СБ ООН. В сфере безопасности Россия также стремится к большему участию в Африке. Дипломатические и военные цели России часто достигаются за счет российских инвестиций, в основном в нефть, газ и ядерную энергию. Торговля России со странами Африки за последние годы значительно выросла.

У России есть наследие старых советских связей с различными африканскими странами, из которых можно восстановить отношения и наладить связи с различными политическими партиями и движениями по всему континенту. Как и в случае с другими регионами, в Концепции внешней политики России от 2016 года подробно описывается ее подход к Африке. Как и везде, Россия начинает строить отношения, улучшая политический диалог и продвигая взаимовыгодные торгово-экономические связи. Затем она нацелен на расширение всестороннего сотрудничества, которое служит общим интересам. После установления двусторонних связей она ищет способы помочь предотвратить или разрешить региональные конфликты и кризисные ситуации, а также способствовать постконфликтному урегулированию. Россия также ищет пути развития партнерских связей с Африканским союзом и субрегиональными организациями.



Как и в регионах Индо-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока и Северной Африки, Россия позиционирует себя как альтернативу западному порядку, предлагая поддержку африканским странам. Наиболее очевидно это проявляется в участии России в торговле и инвестициях на континенте. Как и в Латинской Америке, Россия также использует списание долгов как инструмент влияния в Африке, предлагая списание долгов в обмен на продажу оружия или права на разведку природных ресурсов для российских компаний. Алжир, Бенин, Эфиопия, Гвинея, Мозамбик, Танзания и Замбия, среди прочих, получили облегчение долгового бремени России за последнее десятилетие. В 2017 году Путин заявил, что Россия списала африканский долг на сумму более 20 миллиардов долларов «в рамках инициативы по оказанию помощи беднейшим странам мира с наибольшим долгом». Эти шаги в сочетании с публикацией в таких новостных агентствах, как Sputnik, демонстрируют, что Москва может усилить свое влияние в Африке за счет списания долгов, несмотря на ее относительно незначительное значение как торгового партнера с континентом. Россия также стремилась инвестировать в нефтегазовый сектор и горнодобывающую промышленность региона, хотя ее усилия по этому поводу бледнеют по сравнению с усилиями Китая. Россия также приближается к некоторым африканским странам в отношении атомных электростанций и содействия обучению работников атомной энергетики в Африке.

Оппортунистический, деловой подход России к завоеванию влияния на континенте также проявляется в продаже ею оружия. Россия была ключевым поставщиком оружия в Африку с советских времен, а российское оружие пользуется популярностью в Африке, потому что оно недорогое по сравнению с западным оружием и, как правило, проще и проще в обслуживании. Россия ежегодно продает Африке оружие на миллиарды долларов. ; 35 процентов импорта вооружений в Африку поступает из России (хотя это составляет лишь около 12 процентов российского экспорта вооружений). В декабре 2017 года ООН освободила Россию от эмбарго на поставки оружия Центральноафриканской Республике. Это исключение произошло после того, как Россия обратилась к ООН с просьбой разрешить ей продавать легкое оружие и боеприпасы военным страны. Россия, не преследуя каждое африканское государство, нацелена на уязвимые государства, такие как Центральноафриканская Республика, которые предъявляют жесткие требования и требования в области безопасности и в некоторых случаях также имеют непростые отношения с Западом.

Оппортунизм и позиция России в военной сфере выходят за рамки простой продажи оружия. Россия проводит военные учения с несколькими африканскими государствами - часто с государствами, которые также имеют торговые связи с Россией. Россия также открыла пункты обслуживания оборудования на континенте и изучает возможность совместного использования военного объекта с китайцами в Джибути. Хотя их число относительно невелико, Россия также участвует в миротворческих операциях ООН в Африке, имея войска в Демократической Республике Конго, Кот-д'Ивуаре, Эфиопии, Эритрее, Либерии, Судане и Южном Судане. В 2018 году Россия также начала отправка частных военных подрядчиков в Центральноафриканскую Республику для обучения сил безопасности президента этой страны - образец многоуровневого подхода, который Россия использует для влияния на другие страны. Эти действия также позволяют России, при необходимости, заключать базовые соглашения о доступе.

Участие России в Африке не обязательно представляет прямую опасность для интересов США, но указывает на растущее влияние России в Африке, которое может способствовать распространению оружия в и без того уязвимых странах и снизить силу институтов и норм, руководимых Западом. ЮАР является хорошим примером российского влияния, поскольку это одна из крупнейших экономик континента, которая выступает за тесные отношения с Россией. Связи двух стран, особенно в рамках БРИКС, рассматриваются в Африке как противовес приказу США. Россия эффективно пытается увести Южную Африку и весь остальной континент от западных норм, надеясь, что ЮАР может стать частью коалиции растущих держав, готовых бросить вызов международной системе, в которой доминирует Запад. Пока не ясно, добилась ли Россия существенного прогресса, но кажется вероятным, что более сильная приверженность России отношениям в Африке со временем приведет к большему, хотя и постепенному прогрессу.

Поскольку у России нет традиционной точки опоры в Африке, помимо исторических советских связей, ее способность устанавливать прочные отношения в Африке ограничена, но не следует сбрасывать со счетов. Транзакционный подход России к отношениям на континенте часто подходит сильным лидерам. Поэтому Соединенным Штатам следует рассмотреть долгосрочные последствия снижения влияния в Африке.

Основные моменты конкуренции и сближения с США

В этом обзоре глобальных интересов России подчеркивается, что Россия укрепляет отношения с региональными игроками во многих сферах, чтобы ослабить Соединенные Штаты и подорвать влияние США во всем мире. В каждом регионе, который мы исследовали, одна из причин увеличения присутствия России прямо или косвенно связана с нейтрализацией или заменой влияния США. У России, похоже, более всеобъемлющая, хотя и скудная и целенаправленная, глобальная стратегия, чем у Соединенных Штатов.

Важно осознавать и понимать области потенциальной серьезной конкуренции с Соединенными Штатами. Россия повсеместно привержена увеличению своего влияния и силы, одновременно минимизируя влияние США. Например, в Индо-Тихоокеанском регионе Россия заинтересована не только в поиске способа оказания экономической помощи через систему, возглавляемую Россией, а не систему, возглавляемую США или Европой, но также стремится минимизировать влияние США и ослабить США. система альянсов, особенно в таких местах, как Южная Корея и Япония. В странах Ближнего Востока и Северной Африки Россия продемонстрировала интерес и способность существенно влиять на события в регионе. Точнее, Россия может поднять цену для Соединенных Штатов за реализацию вариантов политики, противоречащих интересам Москвы. В Арктике Россия продолжит искать защиту своего северного фланга и контроль над СМП в своих территориальных водах. В Латинской Америке и Африке Россия придерживается подхода к сделкам без ограничений и требований, предъявляемых Западом, тем самым получая влияние и доступ.

Продажа оружия представляет собой интересный пример того, как усилия России создают долгосрочное влияние. В 2017 году Россия обогнала Великобританию и заняла второе место по продажам оружия в мире (после США). Хотя продажа оружия напрямую не гарантирует лояльности, существует множество примеров того, как страны поддерживают отношения со своими поставщиками оружия, чтобы обеспечить постоянный доступ к оборудованию и запчастям. По сути, покупка российской военной техники может на десятилетия закрепить у страны тесные оборонные отношения с Москвой. Этот эффект особенно сложен в Индо-Тихоокеанском регионе, где многие союзники США зависят от продаж российского оружия для своих военных, но также работают вместе с США, чтобы компенсировать растущее влияние Китая. В этих условиях универсальный подход к санкциям в отношении вооружений может помешать усилиям США.

Важный, но часто упускаемый из виду вывод заключается в том, что усилия России не всегда идут в ущерб интересам США. Интересы США и России все еще имеют некоторые ограниченные области совпадения и, возможно, даже сотрудничества. Однако, как правило, большинство аналитиков сосредотачиваются на широких категориях потенциального сотрудничества, а не на рассмотрении потенциальных общих интересов по регионам. Например, в одном из отчетов говорится, что есть возможности для сотрудничества через систему ООН и международные экономические институты, чтобы избежать крупной войны и улучшить экономическое сотрудничество. Изучение различных географических регионов в этом исследовании показывает, что подход не так прост. Лидерам США необходимо внимательно рассмотреть каждый регион и потенциальные общие интересы, а также признать главную цель России - ослабить Соединенные Штаты. В Индо-Тихоокеанском регионе, например, Вашингтон и Москва взаимно заинтересованы в стабильности на Корейском полуострове и ограничении влияния Китая. Аналогичным образом, в странах Ближнего Востока и Северной Африки заинтересованность России в противодействии экстремизму и терроризму в какой-то мере совпадает с интересами Соединенных Штатов, хотя есть место для скептицизма, основанного на разных определениях терроризма и подходах к борьбе с ним. В Арктике Россия ценит свою признанную роль в качестве ключевого лица, принимающего решения в существующих органах, таких как Арктический совет, и это может привести к разработке взаимовыгодных арктических правил и норм. В Латинской Америке и Африке и Россия, и Соединенные Штаты заинтересованы в предоставлении торговой и экономической помощи, предотвращении региональных конфликтов и кризисных ситуаций и содействии постконфликтному урегулированию на всем континенте, но каждый делает это для своих собственных целей, а не общих интересов.

В глобальном контексте между интересами России и США больше областей конкуренции, чем совпадения интересов. В регионе Ближнего Востока и Северной Африки Россия стремится затмить первенство США и помочь сформировать основной ландшафт безопасности и экономики в регионе, ограничивая при этом вмешательство США в этот регион. Первоначально вмешательство России в Сирию было вызвано осознанной необходимостью поддержать союзника. Теперь он стал катализатором более широкого расширения военных, экономических и дипломатических действий, направленных на усиление российского влияния при одновременном уменьшении превосходства США. Россия также стремится поддерживать и увеличивать региональные инвестиции в России и поддерживать относительно стабильные цены на энергоносители. Потенциал для сотрудничества в борьбе с терроризмом сохраняется, но, судя по действиям России в Сирии до сих пор, это кажется маловероятным местом для реального сотрудничества. Сирия является наиболее заметной зоной потенциального конфликта с США в регионе, но ни в коем случае не единственной зоной потенциального соперничества. Политики США выиграют от более глубокого понимания интересов и целей России в странах Ближнего Востока и Северной Африки и должны разработать стратегию для региона, которая будет согласована с общей стратегией противодействия глобальным действиям России. Хотя амбиции и действия России в регионе не являются всеобъемлющими, их целенаправленный подход работает на достижение общей российской цели по снижению влияния США.

Конкуренция с Россией особенно неприятна, когда Россия сотрудничает с другими странами, такими как Китай или Иран, в ущерб Соединенным Штатам. Например, в Индо-Тихоокеанском регионе две страны разделяют схожее видение мира, который стремится минимизировать влияние США. Учитывая текущие приоритеты внешней политики США, цель сокращения американского присутствия и усиления российского влияния кажется более правдоподобной. Россия также работает над наращиванием своего присутствия в Юго-Восточной Азии, что служит уравновешиванием как США, так и Китая. Кроме того, Россия продолжает укреплять свои особые отношения с Индией.

Арктика имеет наилучшие возможности для сотрудничества для достижения общих целей, поскольку Россия ценит и соблюдает существующие региональные органы и правила. Поскольку Россия также обеспокоена растущим влиянием Китая в Арктике, Соединенным Штатам следует использовать существующие механизмы, чтобы помочь сформировать арктические правила и нормы таким образом, чтобы они были наиболее удобны для США. Поскольку Соединенные Штаты не являются участником ЮНКЛОС, Соединенные Штаты должны иметь посредника, подписавшего ЮНКЛОС, который возглавит усилия. Соединенным Штатам следует избегать собственной возвышенной риторики и военных действий в Арктике, которые могут быть восприняты как эскалация в регионе, который имеет большое значение для России. Такие действия с большей вероятностью усугубят озабоченность России и могут даже подтолкнуть Россию к Китаю.

Подобные точки трения заметны, хотя и в меньшей степени, в Латинской Америке и Африке. Россия конкурирует с США и Китаем за власть и ресурсы в обоих регионах по схожим причинам. Латинская Америка обеспечивает близкие точки приближения к Соединенным Штатам и, возможно, большую способность напрямую влиять на родину США. Африка была и остается прибыльным местом для продажи российского оружия, и с дипломатической точки зрения она представляет стратегический интерес, поскольку усилия России не всегда противоречат интересам США; по-прежнему существуют ограниченные области конвергенции геополитической поддержки, которую она предлагает России через большой географический блок голосования африканских стран.

Цели России, которые наиболее прямо противоречат интересам США, - это расширение собственного влияния и снижение влияния США; противодействие углублению американо-индийских связей; противодействие расширению инфраструктуры или силовой позиции НАТО; противодействие расширению влияния ЕС в экономической, политической или военной сферах; Поддержка Россией Сирии, Северной Кореи и Ирана; и расширение доступа российских военных по всему миру.

Previous post Next post
Up