11 лет прошло, а Властелин Колец так и остался моим любимым кинцом, которое я традиционно пересматриваю под НГ, как люди старой закалки традиционно садятся за Иронию Судьбы. Поэтому
внезапный пост в ЖЖ. \o/
Понятное дело, что Хоббита, по очевидным причинам, я ждал и ждал очень сильно. Хотя, замечу, что к самому Хоббиту особо нежных чувств не питаю. Познакомился я с ним уже после прочтения Властелина Колец и после того, как я тал хардкорным фентезиебом, кажется, даже после просмотра Братства Кольца. И если ВК, в свое время, просто таки дичайше поразил меня своим размахом, эпиком, мифологией и героизмом (в общем-то, всем тем, что я так до сих пор и котирую), а экранизация Питера Джексона поразила ещё больше тем, что, оказывается, фентези может быть серьезным бизнесом и Голливуд может подходить к жанру тщательно, обстоятельно и, что самое главное, серьезно и взросло, без скидок на сказочность, то как раз таки сказочная и ориентированная на значительно более младшую аудиторию приключение полурослика, который жил в норе, для меня так и остался небольшим довеском к знакомой и любимой истории.
И от Джексоновского Хоббита я ждал, скорее ещё одну трилогию Джексоновского Властелина Колец, нежели экранизацию книги, поэтому изначально я не видел ничего плохого в том, что экранизация может набрать эпичности, драматизма и пафоса, выйдя совсем не имеющей ничего общего с текстом (в конце концов это совсем небольшая книжечка и формат приключения Бильбо в оригинале подошел бы скорее каким-нибудь Халлмарским телефильмом, а не большому экрану) - в частности, как минимум две значительные сцены вышли именно так - в первую очередь это сцена с дерущимися горами, в Хоббите это было где-то на фоне и вообще я был уверен, что этот эпизод пойдет под нож, из-за своего совсем уже непопадания под атмосферу Джексоновского Средиземья, но тут из год сделали вполне себе нормально смотрящихся каменных йоба-титанов, поместили героев в центр из сражения и в целом превратили в очень даже годную экшон сцену. Второе это финальное забрасывание варгов горящими шишками, которое превратилось опять же в весьма эпичную битву, где сам процесс шишкования не выглядит чем-то слишком уж нелепым, тем более тут на первый план выходит Торин, которому Джексон нарисовал крайне удачную сюжетную линию взаимной люто бешеной ненависти к Азогу и их взаимное стремление уничтожить и анально покарать друг друга собственно и подается в формате первой, ВКшной, трилогии, где огры и орки были не смешными людоедами, а однозначными врагами, вражду которых с гномами в Хоббите Джексон подчеркнул особенно явно.
И, собственно, гномы. Относительно всякой фентезийной живности я, как вахаеб, отношусь с определенной долей расизма. Но гномов я люблю. Очень. Обычно, в фентезийных рпг я отыгрываю людей, но гномы (которые дварфы) мне так же очень и очень импонируют и обычно становятся моим вторым игровым персонажем, в связи с тем, что мне вообще нравятся типажи суровых воинов, нордических бородачей, которые стоически принимают на себя удары врагов и судьбы и превозмогая отвечают им старой доброй сталью, решая проблемы делом, а не словом, а потом бухают как в последний раз, потому что завтра может и не настать. Поэтому фильм, где из 15 персонажей 13 должны быть суровыми бородачами это хорошо. Ну, примерно, как и с Неудержимыми, если вы понимаете.
Но вообще образ гнома в фентези один из самых устоявшихся и стандартизированных. Сделать 13 бородачей так, чтобы они хоть как-то различались, дело не самое простое. И в Хоббите с этим все норм -
- гномы четко различаются между собой, при том, что родство у них на лицо - у всех у них здоровенные носы, все они как один любят золото и их изгнали с родной земли.
Ну вы таки поняли. По отдельности у них не так много экранного времени, чтобы раскрыть их как персонажей, в частности, из всей компании гномов в сюжете активное участие принимают только Торин, Балин и, в меньшей степени, Кили и Бофур и я вообще не уверен, что у Нори, Дори и Бифура была хотя бы пара реплик за весь фильм и они были героями даже не второго, а третьего плана (с последним печально, из всей компании, по первым постерам Бифур запомнился и понравился мне больше всех прочих - у него же ебаный топор в черепушке торчит, хуле), но тем не менее визуально они не сливаются в безликую массовку - есть тут и классические дварфы и гномики и Варкрафта, если и Кили, какой-то слишком уж человечный и смотрящийся чужеродным элементов, ладно, он молодой, это понятно, но хотя бы нос ему прилепили бы чтоли. Не иначе, как ему пророчат чрезмерно слезливую смерть и бояться, что от лишнего грима ей могли бы недостаточно сопереживать.
Так же интересен момент - если вышедший десятилетие назад Властелин Колец стал визуальным образцом для всего современного фентези, образы и типажи которого копировались в видео- и настольные игры, то в Хоббите имеет место быть обратный процесс заимствования. Оружие гномов отдает рубленым дизайном Варкрафта и Драгон Эйджа, Трандуил из Дисайплс Джва, а в массовке время от времени встречаются совсем уж Вархаммерские типажи -
И очевидно, что новой вехой в кинематографе кинцо не стало. Кино хорошее, годное, но не шедевр. Тут можно и Радагаста с няшным ёжиком и запряженными в санки зайцами вспомнить можно. С ним прямо как с Джа-Джа Бингсом в Звездных Войнах получилось - хотели ввести комедийный рельеф, но перестарались, даже с учетом того, что атмосфера Хоббита, относительно ВК, куда более сказочная и семейная, он смотрится ну просто пиздец как упорото. В свое время я был очень рад, что из экранизации первой трилогии вырезали мудака Бомбадила, пожалуй, самого ненавистного мной персонажа в толкиеновской вселенной, ну так вот, Радагаст косплеит его практически со 100% попаданием в роль. Тролли туда же - сцена конечно каноничная и соответствующая тексту оригинала, но я не уверен, что в Джексоновском ВК они вообще были хоть сколько-то разумными, не то, что такими псевдо интеллигентными. Ну и Гендальф, на протяжении всего фильма работающий роялем в кустах и деус экс машиной по выпиливанию всего, что угрожает героям - за прошедшие со времен Хоббита годы он, очевидно, просрет свой спеллбук и растеряет большую часть заклинаний. Не имею ничего против героев нагибателей, но его сила какая-то очень уж непоследовательная, не иначе как мана время от времени заканчивается или день на день не приходится - не те заклинания на отдыхе запомнил. Непоследовательность эта имеет место и у остальных героев, но они огребают, но убегают, но вдруг вспоминают кто они и пафосно вырезают врагов целыми толпами.
Ну и в конце опять о хорошем - Новая Зеландия по прежнему выглядит лучше, чем компьютерный графон в иных произведения, графон сам по себе тоже. Визуальный ряд вообще создает очень душевную и уютную картинку, на которую так же отлично работает предельное количество камео старых знакомых персонажей из оригинальной трилогии. Джексон попытался запихнуть в кино всех, кого только было возможно, да, местами это напоминает парад былой славы с последовательным путем от одной локации до другой, в каждой из который ожидается памятная встреча с ветераном, но действует именно так, как надо, вызывая ощущение возвращение в прошлое и встречу со старыми знакомыми.