Я начала читать первую главу книги. В ней рассказывается о художниках-тенях, чье творческое начало было подавлено ещё в детстве, и я поняла, что у меня есть ещё один повод считать себя счастливым человеком.
В памяти всплыл эпизод годовалой давности, на встрече выпускников я разговаривала со своим учителем начальной школы Ириной Викторовной. Рассказывала ей, что работаю по свободному графику, занимаюсь фотографией, а она смотрела на меня с доброй завистью и, улыбнувшись, сказала: "Как я рада за тебя! Ты ведь всегда стремилась к творчеству".
Это было двадцать лет назад и, честно говоря, в начальной школе я ничем таким особенно "творческим" не занималась, но почему-то именно такой запомнилась своему учителю. Оглядываясь же на эти двадцать лет, могу с благодарностью родителям признать, что я сумела попробовать себя во всех видах творчества, какие только доступны ребёнку.
Традиционно принято считать, что с музыкой у меня не ахти, слуха нет, петь не умею. Но это не мешало мне в 11 лет год учиться игре на фортепиано, а в 16 - гитаре. Кроме того, я обожала уроки музыки в школе и до сих пор помню наизусть кучу песен, которые мы разучивали.
Зато я всю жизнь так или иначе связана с танцами - я ходила в танцевальный кружок в подростковом возрасте, занималась хореографией в театральной студии в 10 классе, танцевала на сцене и позднее, когда участвовала в конкурсе "Мисс Березовский". Моя сестра профессиональный хореограф, и видя нас на сцене рядом, родители искренне удивлялись, откуда у меня такая пластика и чувство ритма :-)
В детстве у меня не было возможности ходить в школу искусств, но я если бы была, я наверняка пошла бы в художку. Рисую я тоже всю жизнь, совсем мало, для себя, но рисование для меня это важный инструмент общения с самой собой. Когда в 14 лет я получила доступ к благам цивилизации, я первым делом рванула в художку, хотя меня очень отговаривала мама. Правда, по иронии судьбы заявление я в итоге подала на театральное отделение :-) Последнюю попытку заняться рисунком я предприняла перед новым годом, наткнувшись на художественную школу для взрослых. И опять - не дошла. Зато неплохо рисовала акварелью на занятии по "правополушарному рисованию", в инстаграме люди восхищались моим рисунком :-))
Театральная студия стала важной вехой в моём эмоциональном и творческом развитии, я даже захотела поступать на актрису. Правда, меня не взяли ни в один из студенческих театров, куда я пробовалась уже на первом курсе журфака - так что, может, и хорошо, что до театрального института я так и не дошла. Зато в студии мы занимались и танцем, и музыкой, и сцендвижением, и речью. Я даже отхватила какое-то место на конкурсе чтецов (читала Блока) и победила в Олимпиаде школы искусств с пластическим этюдом и номером по мелодекламации.
Писать я начала лет в 11-12, сочинять - гораздо раньше. Гуляла по улице и на ходу сочиняла истории, стихи. К сожалению, ничего не записывала. Правда, уже с 7-8 лет начала вести дневник, писала лучшие в классе сочинения по литературе и проявляла большой интерес к языку. Моя учительница литературы, любимая и уважаемая мной Екатерина Павловна была первой, кто прочил мне карьеру журналиста. И когда в 11 классе подружка из развалившейся к тому времени театральной студии позвала меня писать в молодёжную газету, я пошла с удовольствием. Первые мои опусы ожидаемо были скорее литературными, чем журналистскими, но позже два этих пути разошлись: я, с одной стороны, начала писать в газету (уже не детскую), с другой - писала малую прозу, даже бралась за пьесы, конечно же, писала стихи. Кое-что из моих сочинений опубликовано. Фантазии, правда, в моих записульках было не много, больше - творческое осмысление собственного жизненного опыта. Поэтому когда гормоны утихомирились, писательский талант весь съел жж, а в руки попал фотоаппарат, моя карьера литератора закончилась, не начавшись :-) И всё-таки я по-прежнему пишу стихи и в самые тёмные периоды жизни они остаются единственным способом выразить себя прямо и честно.
Ну а фотоаппарат я взяла в руки впервые лет в 16, это была обычная плёночная мыльница, и на неё никак не получалось снять то, что я видела. Потом была мыльница цифровая, такая тяжёлая, хорошо помню её. И наконец моя первая зеркалка, 400D. Это было в 19 лет, и значит уже 8 лет, как я путешествую по просторам фотографического творчества. Сейчас понимаю, что фотография - очень синтетическое искусство, она может быть и прозой, и поэзией, может уподобляться живописи, а может напоминать карандашный набросок, она требует актёрского мастерства и она черпает вдохновение из музыки, и конечно, она рассказывает истории. Сложнее фотографии только кинематограф - вершина искусства в моём представлении, воплощающая в себе все прочие одновременно, вершина, мною пока не покорённая.
И вот, оглядываясь на двадцать прошедших лет моей сознательной жизни, оставляя даже за скобками занятия шитьём, с детства проявленную склонность к малярному ремеслу и монологи у зеркала с расческой-микрофоном, когда я воображала себя телеведущей и автором собственной передачи, могу сказать, что я всю свою жизнь занималась творчеством. Это странно вот так осознать, просто сложив вместе факты, но я пойду даже дальше и скажу, что с творчеством связаны моя память и самосознание: например, возраст 8-10 лет, когда я нигде не занималась и никуда не ходила, я почти не помню совсем.
Я счастливый человек, потому что я не художник-тень, меня никто никогда не подавлял, ничего не запрещал, никто ни на чём не настаивал: мне всегда давали возможность сполна насладиться тем, что я делала, даже если я и бросала через полгода, как танцевальный кружок (я была гораздо крупнее других девочек, для меня приходилось делать отдельные роли в танце или не брать в постановку совсем, мне было обидно, и я ушла).
Это хорошая новость, потому что означает, что мой внутренний художник скорее жив. И, наверное, просто устал и ушёл в спячку :-)