Наверно, придется подыскать аватарку с кактусами: а то я грызу свои посты, как те мыши из поговорки. Сколько уж раз накалывалась на полное безразличие к моим писулькам, а всё сочиняю, представляя себе заинтересованные лица слушателей. Видимо, заблуждаюсь я относительно их качества, не попадаю в какой-то «мейнстрим», да мало ли что… Однако алфавит ещё далеко не кончился! Пишу дальше…
Раз уж первый пост относился к Италии, то и второй посвятим ей же. В этой стране торговля никогда не считалась занятием постыдным, его не чурались ни римские патриции, ни средневековые феодалы. (Конечно, сами за прилавками не стояли, но коммерческие сделки заключали и источник доходов не скрывали.)
Торговая сеть Рима раскинулась далеко. Ввозили зерно, экзотические фрукты, предметы роскоши, вывозили медь, изделия из металлов. Из Китая в правление династии Хань по Шёлковому пути доставляли шелковые ткани, а в Китай по суше и морю поступало римское стекло...
С тех пор миновали века, и снова Италия лидировала в этом деле, пользуясь и своим географическим расположением, и политической конъюнктурой. Три могущественные итальянские республики - Венеция, Генуя и Пиза - завоевали господство над Сицилийским проливом. Когда начались крестовые походы, они не только основательно нажились, предоставляя крестоносцам корабли, но обеспечили себе право свободно заходить в восточные порты.
(На этой улице когда-то жили шерстобиты - мастера, изготовлявшие сукно и войлок. Маленькие домики, ни одного постороннего человека.)
Благодаря торговле с Востоком итальянцы заимствовали многие тамошние секреты производства, и это привело к быстрому росту промышленности, какова она тогда была. Ремесленные цеховые сообщества раньше всех (в 12-13 вв.) возникли в городах-республиках Италии. Начался высокий взлет Флоренции. Без торговли и ремесла, без тех практических и умственных усилий, которые требовались для поддержания и развития деловой активности, не было бы и великих флорентийцев - художников, архитекторов и ученых.
А теперь?
… Венеция. Мы тут впервые и потому идём по маршруту, обозначенному стрелочками, от вокзала к площади Сан-Марко. Улица, и без того неширокая, стиснута двумя почти сплошными рядами стандартных палаток. Они завалены не менее стандартным ширпотребом. Такой можно видеть и на Андреевском спуске в Киеве, и возле вокзала Монпарнас в Париже. Преобладают китайские товары. Впереди показывается знаменитый мост Риальто. Из густой толпы вырывается возглас на русском языке: «Смотри, там белье продают!»
Местные изделия - все для туристов, дешевые блестяшки, маскарадная мишура и пресловутые маски.
На площади Сан-Марко, кроме положенных красот архитектуры - кафе «Флориан». Открыто в 1720 г. и до сих пор называется по имени его первого хозяина. Венеция хвалится тем, что здесь было открыто первое в Европе (1640 г.) кофейное заведение по турецкому образцу. В нынешнем знаменитом кафе за вход нужно платить, а чашка кофе по цене дороже обеда в студенческом ресторанчике. Причем цена качества не гарантирует…
(Позади знаменитых достопримечательностей имеется самый обыкновенный рынок. Тут ведь люди живут... Синее на переднем плане - не сливы, а инжир. А круглый белый корень с отростками - это фенхель. Его едят и как салат, и тушеный.)
Многие ли доберутся до того ресторанчика в университетском квартале, с дешевыми комплексными обедами: свежайшая, прямо из моря, жареная рыба, щедро сдобренные сыром спагетти и легкое красное вино?
(Рыба реально прямо из моря!)
Здесь, как и в прочих местах туристского паломничества, что-то «своё» можно найти, только «завернув за угол».
(Миндальное печенье и коржики...)
Тут наткнетесь и на скромную кондитерскую, где мирно соседствуют кошерные сладости и монастырские цукаты, и на писчебумажную лавочку, хозяин которой ловко сворачивает сложные фигурки из бумаги, и увидите через окно, как мастера создают крошечные гондолы из прозрачного стекла, а через раскрытую дверь - как столяр реставрирует старинную мебель…
Ну вот, а на обратном пути, в магазинчике у вокзала, нас нагло обжулили: глядя прямо в глаза, заявили, что выдали сдачу с купюры, «посмотрите лучше, сеньора, мы уже вам все отдали!» Я решила считать утраченную сумму платой за спектакль, с тем мы и покинули волшебную Венецию.