С_Скульптура: королевы в саду, часть 1

Jul 17, 2019 16:52

      Сперва мы много праздновали наши дни рождения, а потом пришлось нарестывать работу и времени долго не было ни на что... Когда наконец свободное пространство нашлось, долго я раздумывала, как тему дальше вести: очень уж много всяческой скульптуры понаставили по всей Европе! Не заскучают ли мои читатели? Но тут сам собою сочинился у меня такой стишок:
              Кому про скульптуру читать надоело,
              Этот мой пост игнорируйте смело!
           А кому не надоело - вот ещё одна компания, на этот раз дамская, которая украшает собою Люксембургский сад.
           При всём разнообразии скульптурных украшений, встречавшихся нам повсюду, тот ряд статуй, которые установлены на террасе сада Люксембургского, вокруг водоема, на мой взгляд, не имеет аналогов. Шедеврами их не назовешь, но объединение их по тематическому принципу «прославленных женщин» такое сугубо французское, и поставили их здесь настолько уместно и оправдано, что весь ансамбль вполне можно считать уникальным.
        Их всего двадцать, избранных из множества женщин, оставивших свое имя в долгой и сложной истории страны. Их незримо-живое присутствие придает Люксембургскому саду особое очарование.





Идея создания этого ряда памятников возникла (у кого, выяснить не удалось) при короле Луи-Филиппе, в тяжёлом 1848 году. Ни эпидемия холеры, ни революция не помешали скульпторам приступить к работе, которая затянулась на годы. И вот они стоят теперь поодаль одна от другой, глядя поверх голов гуляющей публики, словно пытаясь разглядеть вдали те века, когда они жили и действовали.
        Очень разные они были, эти женщины, и их характеры явно читаются в камне. Биография каждой из них - это готовый роман, полный высокой романтики и низменной прозы, с любовью и враждой, взлетами и падениями, приключениями и интригами; про. некоторых уже и книги написаны, и даже фильмы сняты, другие пока известны только историкам. Изложить здесь, хотя бы коротко, все двадцать романов, конечно, немыслимо, и мне придется ограничиться минимальными пояснениями, но кто захочет подробностей, может самостоятельно их найти на интернетовских просторах.
         Правильно было бы рассказывать о прекрасных (по определению) дамах по хронологии, но я начну в обратном порядке, с тех, кто и по времени, и по обстоятельствам жизни  были теснее всех связаны с ранними годами существования Люксембургского дворца и сада. Потом можно будет помаленьку углубляться в более отдаленные века.
        И первой в этом случае оказывается Мария Медичи (1573-1642). Хозяйка сада. Особа, скажем мягко, малоприятная. Неумная, взбалмошная, легко поддающаяся влияниям и притом властолюбивая. В политические игры играла из рук вон плохо. С другой стороны, итальянка, выданная замуж за короля чуждой и непонятной страны (Генриха IV, на 20 лет её старше), которому она родила шестерых детей, а потом потеряла мужа, убитого католическим маньяком, когда их первенцу было всего 8 лет. Воспитательница для мальчиков из неё вышла никакая. Старшего сына, наследника трона, старательно отучала от желания самостоятельно править, младшего избаловала до безобразия. Интриговала, устраивала заговоры, поощряла мятеж против сына-короля и в итоге умерла в изгнании, в Брюсселе, где её из милости поселили в пустующем доме Питера-Пауля Рубенса, которому когда-то она заказала цикл картин, прославляющих её правление. И вот здесь на первый план выступает третья сторона. Потому что картины предназначались для Люксембургского дворца. Мария Медичи родилась и выросла во Флоренции и всю жизнь тосковала по родному дому. Дворец и сад были для королевы радостью душевной, воспоминанием о родном крае и безмятежной юности. Так вот и получилось, что худшие деяния её остались в истории, а лучшее, что было в её душе, сделалось достоянием людей всех стран и народов.




      Второй в нашем списке, как говорят в телепередачах о чудесах природы, следует назвать даму принадлежащую к той же семье, но в следующем поколении:  Анна Австрийская (1601-1666), невестка Марии Медичи, супруга Людовика ХIII, прославленная Александром Дюма-отцом, равно как и множеством фильмов разной степени качества. Про неё написано достаточно в романах; но стоит напомнить, что в жизни всё было и гораздо сложнее, и прозаичнее, начиная с брака в возрасте 14 лет, который мог бы стать удачным, поскольку они с Людовиком были ровесниками, но получился конфликтным; потом долгие годы бездетности, вызванной её собственной неосторожностью, из-за которой государство пребывало в состоянии нестабильности, угроза развода из-за отсутствия детей и, соответственно, позора и потери статуса; опасные политические игры с кардиналом Ришелье, а после смерти и министра, и мужа - регентство при пятилетнем сыночке-наследнике в условиях отчаянного дворянского мятежа, Фронды. Читать про такое весьма занимательно, а вот прожить… В общем, в истории главным достижением Анны Австрийской осталось рождение сына, который потом стал «королем-солнце» и правил аж 72 года - дольше, чем какой-либо другой европейский монарх.



      Теперь по той же линии родства с королевским домом углубимся в прошлое. Жанна д'Альбре (1528-1572), мать Генриха IV. Незаурядная личность, даже для своего времени. Дочь короля Наваррского, по матери (о ней речь будет далее) - племянница Франциска I, короля французского. С двухлетнего возраста по желанию дяди её воспитывали вдали от родителей, а в 1541 году король из-за политических соображений решил выдать 12-летнюю племянницу за знатного и богатого германского герцога, всего лишь вдвое её старше. Родители Жанны не одобрили этот союз; однако Франциск I запер ценную невесту под надежной охраной в замке Плесси-ле-Тур и стал готовиться к церемонии бракосочетания. Когда жених прибыл для знакомства с Жанной, девочка при короле дерзко ему отказала. В ответ Франциск приказал её выпороть. Вскоре в присутствии короля и всего двора произвели обручение, а затем и венчание. Невесту к алтарю пришлось нести на руках. Вечером король и знатнейшие вельможи присутствовали при символическом осуществлении брачного союза: герцог-супруг лишь одной ногой ступил на брачное ложе, а после окончания празднеств вернулся в свой Дюссельдорф один и занялся очередной распрей с соседями за территорию. Жанна осталась дома, а четыре года спустя, когда герцог надумал подписать соглашение со злейшим врагом Франциска, Карлом V, и его условный брак с Жанной был аннулирован. После развода принцессе предлагали и другие выгодные (не ей) партии, но гордая Жанна отвергала всех претендентов.
             Как часто бывает со своенравными девушками, человек, за которого Жанна вышла замуж по своему выбору, Антуан де Бурбон, отнюдь не был для неё подходящей парой. Он был не прочь получить в приданое маленькое, но симпатичное королевство Наварру, но и только. Супруги редко жили вместе, хотя Жанна успела родить пятерых детей, из которых выжили лишь двое - дочь и сын, тот самый Генрих Наваррский, будущий король Франции. От частых родов и без того хрупкое здоровье королевы пошатнулось, но ей некогда было беречь себя: во время длительных отлучек мужа Жанне приходилось в одиночку править в Беарне, и делала она это твёрдой и решительной рукой. Религиозные войны привели к тому, что королева и её супруг  разошлись еще дальше и оказались по разные стороны баррикад: Антуан был и остался католиком, а Жанна, верная своим убеждениям, в 1560 году провозгласила кальвинизм государственной религией своей страны. Вскоре, благодаря свей энергии, уму и идейности, Жанна фактически возглавила гугенотское движение в масштабах всей Франции и особенно отличилась в 1567 году при организации обороны в Ла-Рошели. Но настал момент, когда обе стороны поняли, что пора хоть как-то примириться. После длительных переговоров Жанна д’Альбре согласилась скрепить мир путем брака её сына с дочерью Екатерины Медичи, для политических целей которой этот союз был важнее, чем для Жанны. Поэтому рассказ о том, что она была отравлена матерью невесты по прибытии на свадебные торжества, - всего лишь недостоверный слух. Жанна достигла того возраста, в котором хронический туберкулез наконец одолевает свою жертву: она скоропостижно скончалась от очередного приступа в своей дорожной карете, так и не доехав до Парижа, 44 лет от роду.



       И последняя из венценосных статуй на сегодня - ещё один шаг вглубь истории: мать Жанны д’Альбре Маргарита Ангулемская, предыдущая королева Наваррская (1492-1549). Старшая сестра Франциска I, умершая за четыре года до рождения внука, которому это родство и принесло впоследствии корону Франции. Писательница. Это будет длинная история, потому что её личность заслуживает внимания, а о ней мало кто знает.
       Эта дама точно красотой не отличалась, славу ей доставило другое. Она любила учиться. Изучала латинскую и французскую литературу, языки - испанский и итальянский, вела переписку с учёными-гуманистами. Личная жизнь поначалу складывалась по типовой схеме: дядя-король (ага, опять так!) выдал её замуж в солидном возрасте 17-ти лет за герцога Карла IV Алансонского. Принеся ему в приданое шестьдесят тысяч ливров, Маргарита провела первые пять лет супружества мирно в своем герцогстве Алансон, пока муж участвовал в различных военных экспедициях. Как часто бывало тогда в знатных семьях, герцог редко виделся с женой, и детьми они не обзавелись.
       А потом, зимой 1525 года, случилась катастрофическая битва при Павии. Французское войско было разбито испанцами. Король Франциск I попал в плен. Карл Алансон командовал в этой битве арьергардом французов и в решающий момент сражения не сумел прийти на помощь главным силам королевской армии. На родине его сочли главным виновником поражения и плена короля. Он заболел и умер на руках супруги вскоре после возвращения на родину. Отличаясь большой преданностью своему брату, Маргарита уже через три месяца поехала в Мадрид хлопотать о его освобождении. Вместе с Франциском в плену оказался другой знатный рыцарь, молодой Генрих д’Альбре, король Наваррский, которого весьма уважали во Франции и как воина, и как политика. В том же году Генрих бежал из плена, что добавило ему престижа. А ещё через два года Маргарита вторично вышла замуж по своему выбору - и выбрала именно его.
        Он был на 11 лет младше Маргариты, но они счастливо жили вместе до самой её смерти. Кроме дочки, которую у них забрали, она родила ещё сына, Жана, однако младенец-наследник прожил всего пять с половиной месяцев.
       После этого Маргарита целиком посвятила себя литературе и религии. Двор Маргариты в Беарне стал одним из центров литературы, науки и искусства Западной Европы. Прекрасно образованная, одарённая поэтическими способностями королева привлекала к себе поэтов разных школ, гуманистов и вольнодумцев, преследуемых Церковью. Её покровительством и гостеприимством пользовался, в частности, Эразм Роттердамский. По большей части Маргарита писала тексты религиозно-этического, мистического характера. Но самое известное её сочинение чисто светское и как-то выпадает из общей обоймы её литературного наследия. Это "Гептамерон", сборник из семидесяти двух новелл, веселых и поучительных; психология персонажей раскрыта в них куда обстоятельнее, чем у послужившего образцом Боккаччо. Помимо прочего, именно при дворе Маргариты Наваррской был сделан перевод с латыни книги «Деяния датчан» Саксона Грамматика, содержащей сообщение о Гамлете, принце датском, которым затем воспользовался Шекспир для создания своей трагедии.
       После смерти брата-короля в 1547 году Маргарита удалилась в монастырь и там в течение четырех месяцев вела самую суровую жизнь, выполняя обязанности аббатисы. В 1548 году она ещё смогла поприсутствовать на свадьбе своей дочери с Антуаном Бурбонским, а уже в 1549 году скончалась, проболев двадцать дней.
     Теперь вернемся в сад. Вот она, королева-жемчужина Возрождения. (Таково значение имени Маргарита.) Скульптор изобразил её с цветком в руке. Это не высокомерная роза, а простой ноготок, он же календула. Во Франции она почиталась как символ любви и верности. Известно, что Маргарита очень любила букеты и украшения из этого цветка…



Франция, парки, история - память, Париж

Previous post Next post
Up