Nov 08, 2024 16:44
...Трудно понять, почему имя Сандберга не на слуху. Он был дизайнером, куратором амстердамского городского музея, мастером типографики, а когда в мае 40-го Голландия была оккупирована, Сандберг занялся спасением.
К лету 1940-го изъятие произведений искусства было нацистами образцово подготовлено и отработано. Ещё в середине 30-х искусствоведы рейха объехали Европу и составили подробные перечни, где что хранится. Конфискация у немецких, а потом у австрийских евреев собственности, вплоть до фамильного серебра и семейных фотографий, позволила отточить технологии транспортировки, хранения и учёта художественных ценностей. В Голландии Гитлера (а если бы не его, то мародёров меньшего ранга - Геринга, Розенберга, у кого руки дотянутся) интересовал Рембрандт. И ещё, конечно, десятки авторов и тысячи предметов (хранившаяся в амстердамском музее коллекция Ван-Гога нацистов не интересовала - "дегенеративное искусство"), но в первую очередь - "Ночной дозор".
В Голландии, видимо что-то понимали про соседей (кайзер Вильгельм после отречения жил недалеко от Утрехта, в месте, называемом Huis Doorn, непонятно, как это читать), потому что уже 4 сентября 1939-го через сделанный для этого ещё в 34-м специальный узкий выход из музейного зала вывезли "Дозор" в замок Радбоуд. Немцы вторглись в Голландию 10 мая 1940-го, 12 мая голландцы перевезли картину в специальное подземное хранилище для живописи недалеко от Амстердама, его начали строить в ноябре 39-го, закончили в апреле 40-го, голландская предусмотрительность и организованность впечатляют.
Виллем Сандберг, будущий создатель коллекции современного искусства Музея Израиля, отвечал за спасение "Ночного дозора" от нацистских коллекционеров до конца войны.
Места хранения коллекций голландских музеев не были секретом для оккупантов, но формально подчинялись прогерманскому правительству страны. Не практике это означало, что в любой момент в бункер спустятся люди в военной форме, увидят картину Рембрандта и увезут её в неизвестном направлении (где «Портрет молодого человека» Рафаэля из Кракова - до сих пор неизвестно. И Янтарная комната). "Дозор" укрывали, вынув его из рамы и намотав на валик. В конце 41-го оккупационные власти объявили, что на месте хранилища планируют строить сооружения Атлантического вала, "Дозор" и с ним ещё сотни картин (Хальса, Рубенса, ван Рёйсдаля, Стена, Вермеера) перевезли в другой бункер, потом в катакомбы под Маастрихтом.
Всё это время за спасение от "охотников за шедеврами" "Ночного дозора" отвечал Виллем Сандберг. Удивительно, а может, естественно, что одновременно с спасением от "охотников за шедеврами" "Ночного дозора" Виллем Сандберг занимался спасением евреев. Он был в группе Сопротивления, которая изготавливала поддельные удостоверения личности, persoonsbewijs. Еврейские удостоверения помечались большой буквой J. Удостоверения были очень нужны - людей отправляли в концлагеря; проблема, что оккупационные власти быстро догадались сверять записи в удостоверениях со списками населения. Были госслужащие, готовые приводить записи в этих списках в соответствие с поддельными удостоверениями, но, понятно, их мужественная деятельность не давала решения проблемы.
Выход был в уничтожении архивов Отдела записи актов гражданского состояния, Сандберг вместе со скульптором ван дер Вином и художником Арондеусом спланировали нападение на Отдел. Ночью 28 марта 1943 года одетые в полицейскую форму участники группы ван дер Вина подошли к Отделу и сообщили охранникам, что здание необходимо обыскать на предмет взрывчатых веществ. Охранники открыли дверь, студенты-медики из группы усыпили их уколами фенобарбитала, группа проникла в Отдел, там они сложили все документы на пол и облили горючим. Затем, оставив несколько часовых бомб, вышли из здания. Сотрудники пожарной охраны, предупрежденные о нападении, прибыли на место с опозданием, тушить не спешили, а когда начали, постарались залить водой не сгоревшие списки.
Нацисты предложили награду в 10 тысяч гульденов за помощь в поиске участников нападения. За неделю большая часть группы была предана и арестована. Сандберг был объявлен разыскиваемым номер один, его жену и сына продержали под арестом несколько месяцев, но до самого не добрались, он вместе с "Ночным дозором" скрывался от нацистов до самого освобождения страны (последние германские подразделения в Амстердаме и в северной Голландии капитулировали 6 мая 1945 года).
После войны "Дозор" вернулся на место, но не сразу, сначала его решили отреставрировать и выяснилось, что он не "Ночной". Сандберг стал директором родного Городского музея, получил известность в профессиональной среде (первым разместил в экспозиции художественного музея фотографии) и не оставлял любимого занятия - дизайна каталогов (занимался продумыванием вариантов на заседаниях совета директоров). Он устраивал в своём музее выставки израильских художников и закупал их картины.
В Израиле знали, кого приглашают формировать идеологию современной коллекции нового музея.
Сандберг приехал в Иерусалим и поселился в Рехавии, придумал добавить к скульптурам 19-го и начала 20-го веков в "Саду Роуза" несколько совсем современных работ; не ограничиваясь своим отделом, создал общую концепцию коллекции и в 1963-м сделал музею лого. Сандберг был дока в таких делах, мировой авторитет, он очень вкладывался в работу, готовил аппликации руками (ножницы у него ассоциировались с тоталитарными режимами). Рядом с лого хорошо указывать название, к открытию решили вместо "Национальный музей Израиля" оставить просто "Музей Израиля" - "Israel Museum" по модели "British Museum".
26 ноября 1968 года Музей Катастрофы удостоил Виллема Джейкоба Анри Беренда Сандберга звания «Праведник народов мира».
"Ночной дозор" сейчас снова на реставрации, за эти 70 лет его успели порезать хлебным ножом и облить кислотой.
ссылка на полный текст в верхнем комментарии