Я не знаю, почему я сразу не написала хотя бы просто коммент, но я раз за разом мысленно возвращаюсь
к этому посту Величественного и Лучезарного Аскольда и к данной теме.
[off topic] Как и к главе "Дух и буква правил" (глянуть можно, например,
тут в начале правил "Ремесла", но я помню подобное с "АмнеZии") - они а) имеют, в числе прочего, пункт про язык игры, б) вообще, по-моему, универсальны как логика поведения на любой игре.. да, да, это реверанс Аскольду вот только что был, но такое вступление к правилам реально же отличное. [/off topic].
Мне проблема языка\речи на играх тоже кажется важной.
"Мы тут все взрослые люди и хорошие игроки, все знают, как говорить красиво - так зачем к нашей игре писать очевидное?" - О, как сильно ошибочным видится мне такой подход! Халтурным, я бы сказала.
Так что я сразу предупрежу, что в этом посте:
- я сразу принимаю как данность, что есть проблема негодной ролевой речи и её вреда;
- я сразу исхожу из того, что речь - это весомая и очень значимая часть антуража и мира игры, и ей надо заниматься не меньше, чем прочими аспектами подготовки;
- я исхожу из того, что игрок - "птица гордая: не пнешь, не полетит".
- я считаю важным помнить, что "по игре" общение происходит между Персонажами(!!!), а не просто игроками;
- из прошлого пункта априори принимается, что "речь по жизни" на игре - это вселенское зло (кроме форсмажора, когда уже не до игры), так что это даже не обсуждается;
- стоит вопрос о том, как "вычистить" речь персонажа от апелляции игрока к игротехнике, моделям и правилам... ну и от всякого мусора заодно.. ну и о том, чтоб научиться говорить не просто "не плохо", но даже "красиво".
- так же принимается как данность и не обсуждается в посте, что если Игротехник вербально взаимодействует с игроком (а не только рычит и кидается на него, например), то его речь должна быть кристально(!) чиста и служить примером для игрока. Тут годны
"кастинги, обязательная предыгровая работа, чОрные списки, нулевая толератность к расслабону". Потому что игротех - это всегда эталон, с него в сто раз больше спрос, чем с рядового игрока.
Начну с того, что косяк тут не только у игроков, которые не слишком ответственно готовятся\относятся к играм (а тысячи их, игроков ленивых и нелюбопытных, да и просто безответственных толчков).
* Тут нужен отдельный пост про то, "как годно и негодно готовиться к игре, на которую ты едешь". Мне же сейчас интереснее смотреть со стороны мастера, а не игрока, и исключительно на работу с речью.
Мне кажется, в проблеме негодной вербальной коммуникации персонажей(!!! именно не игроков, а персонажей - это важно!!) играет большУю роль в том числе и то, что не все мастера заостряют свое(!) внимание на этой теме настолько, чтобы перед КАЖДОЙ своей игрой детально прорабатывать с игроками то, как их персонажи(!) будут общаться. Ну действительно же, пункт правил про антураж локации и костюм есть фактически во всех играх, а пункт "язык игры" - в скольких играх вы такой блок правил встречали? А в скольких нет?
Нет (или я не увидела) такой повсеместной культуры - мастерам работать с речью игроков. Многие страдают, но не все при этом реально что-то делают. Ну да, в том числе потому что не очень понятно, как именно годно работать с игроком в этом плане.
Я, наверно, сейчас скажу как раз очевидное, но...
- Да, надо требовать читать бэк или тексты на тему, смотреть фильмы, если есть подходящие, и т.п.
- Да, надо писать мастерские тексты "о мире" на языке игры.
- Сюда же можно добавить пункт про "пусть игроки напишут общие для них с прочими персонажами истории" на языке мира игры и выкладывают в сообщество.
- Да, годно раз за разом четко прописывать в правилах то, что "в речи персонажа следует избегать употребления любых технических терминов из правил".
- Да, надо, наверно, по-возможности, проводить семинары по речам, начинающиеся с того, как персонажи этого мира НЕ говорят и какие есть особенности. Это не менее важно, чем сыгровки по боевке, я считаю. Жаль, что этого пока нет в широкой практике... (Слава Рингелевскому семинару по речам для ПЭ, его филологической комиссии-жюри и участникам! ...отдельная слава Хелке, просто потому что она крутая!)))
- Не знаю, может быть можно мастерам для своей игры написать один на всех игроков (или на блоки игроков) список "Начало диалога в разных ситуациях" и разослать всем - пусть отвечают\продолжают диалог. (О, но это сколько добавится работы мастеру. который будет это вычитывать, править и объяснять!!.. На маленьких играх - терпимо, а уже на сотеннике... ооох...про больше двухсот уже и подумать страшно..)
- Заставлять (просить тут бесполезно, игроки ленивы - не обязательно, не сделают) игроков писать квенту в той форме, как они бы рассказывали о своей жизни по игре от лица персонажа. И просить переписать, пока язык не начнет соответствовать миру игры. (Да, писать красивую квенту считается подсознательно понятным хорошим тоном, и годные игроки и так все пишут красиво и правильно. Да, это наверняка вызовет негатив у ленивых игроков - но нужны ли на игре такие, не готовые поработать над собой, или они все испортят? Да, я помню, что есть и те, кто ленятся писать квенту, но на игре все делают Ок - это допустимо "друзьяшкам", про которых мастера и так знают, что те все сделают правильно. А вот среднячок, например те, кто просто ещё не знает, как годно, - для них это может быть хорошим пинком в правильную сторону.)
Не знаю, что ещё можно добавить.
Из вышеперечисленных первые два пункта используются регулярно. Третий и четвертый - чуть реже, но тоже вполне используется. Пятый (семинары\тренировки) - ещё более редкое явление... исчезающе маленькое, я бы сказала. Шестой я лично не встречала в опыте ни разу, но допускаю, что где-то оно есть именно в такой форме (тестовых заданий). Седьмой (квента) - это пункт-обманка: кажется, что он всегда есть, а на деле его нет. Ну то есть для годных игроков очевидно, как писать квенту правильно - это ощущается интуитивно и не требует указки. Но на деле мало где есть карательные меры по плохому языку или "подам одну квенту за команду". Обычно это "пиши как хочешь, главное чтоб вы с мастером друг друга поняли, и он мог написать тебе сюжет". Функции "чистки и отработки языка" при этом фактически нет.
Если ты, читатель, придумал или у кого-то нашел годный метод работы мастера с речью игрока - о, пожалуйста, поделись этим великим открытием! Для меня это реально важная тема. Хочется читать и говорить об этом, хочется искать способы.
А ещё не стоит забывать про большие игры (да и некоторые средние), где вопрос речи в основном просто не стоит. Типа ключевые персонажи - это олдовцы, которые "умеют-могут", а остальные.... да наплевать, как они там будут играть, говорить, бухать, фестивалить - за всеми не уследишь и "ну это же тысяник". Мастера и правда физически не могут за всеми уследить. Но тут плохо, что за этим не следят и не работают с языком капитаны и прочие люди внутри команд, особенно те, кто привозит с собой новичков. Всем (в массе) наплевать. Но это проблема формата - слишком большая часть едет просто потусить, а не именно красиво поиграть.
А вот потом эти "делай как хочешь" игроки, если им везет (у нас же везде "игры для своих\для друзей"), попадают в маленькие игры, где все уже высокодуховно и "красота мира игры".. И они либо (впечатавшись окружающими) включаются в то, как надо...либо ничего не понимают (не задумываются) и проходятся грязными ботинками "а я на тысячнике не напрягался" по чужому замку ролевой мечты.
А вот как работать с речью на тысячнике - вот это я вообще плохо представляю. Тут ведь вопрос не в способах проработки речи, а в том, что не такой уж большой процент игроков тысячника будет готов этим (работой над собой) заморочиться. Вопрос не речи, а скорее вовлеченности игрока вообще.
PS: А если бы меня попросили ответить одним словом на вопрос "Как с этим (речью "по игре") работать?", я бы сказала: "Дрессировать". Осознаю, что с этим словом что-то не так (игроки люди, а не животные), но... отчего-то ощущается, что есть в нем что-то правильное.
PPS: Иногда мне кажется,что я слишком заморачиваюсь... но это же не тот случай, да?