Экспозиция «Блокадная комната семьи Агте» в музее «Разночинный Петербург»

Apr 24, 2024 07:11

Экспозиция посвящена маленькой девочке в осажденном фашистами Ленинграде. Ее уникальность в том, что она не является сборной. Все предметы в эту комнату передала Нина Михайловна Рогозина, внучка профессора Технологического института Александра Николаевича Агте. Так как это предметы из одной семьи, то у каждого из них есть своя история. Вещи в этой комнате хранят память о людях. Время не сделало их немыми.




Занявшие отдельную комнату музейной экспозиции, эти родные друг другу вещи создают неповторимую атмосферу подлинности и вызывают гордость за веру и нравственную силу наших соотечественников.




Все годы блокады они прожили на Загородном проспекте в служебной квартире Технологического института. Когда началась блокада детям пришлось переносить лишения также, как и взрослым. Бомбежки и обстрелы, холод, замерзший водопровод, отсутствие электричества и недостаток пищи стали для Ленинградцев частью повседневной жизни.




Квартира была довольно большая, но сберегая тепло, Нина, ее бабушка, дедушка и мама перебрались в самую маленькую комнату, подобную той, в которой представлена экспозиция. Все предметы экспозиции расставлены именно так, как они были расположены в той комнате, на Загородном проспекте.




В семье была большая квартира и одну из них они сдавали. Ее снимал Алексей Проворкин, аспирант Технологического института. Платяной шкаф, стоящий в комнате был куплен соседом семьи Агте по квартире, Алексеем Проворкиным.




В июле 1941 года Алексей Иванович вступил в народное ополчение и ушел на фронт. Уходя он попросил поберечь вещи из его комнаты до его возвращения. Шкаф, который в семье называли Лёшенькиным, так и не дождался своего хозяина, он пропал без вести защищая Ленинград. В периоды больших обстрелов Лёшенькин шкаф закрывал собой единственное окно в комнате, оберегая ее обитателей от ударов воздушной волны и осколков стекол.




Под окном железная печь «буржуйка», один из известных символов блокадного Ленинграда. Рядом с буржуйкой поленья, которые сберегали в семье на черный день, как неприкосновенный запас.




На печке растапливали в кувшине снег, кипятили воду, варили в кастрюле кисель из столярного клея.




На комоде, слева от керосиновой лампы, находится маленький самодельный осветительный прибор - коптилка.




Такие коптилки, сделанные из парфюмерного плафона и химической пробирки в семье, называли «фигасиками». Света фигасик давал мало, с фиговый листок, но сильно коптил и мог взорваться как фугасная бомба.




Когда началась война маленькой Нине было всего 7 лет. Взрослые оберегали ее как могли от зрелища ежедневных смертей.
На этажерке стоит засушенный кокосовый орех. Мама Нины нашла его прямо на улице в начале Великой Отечественной войны. Это наглядное пособие сначала служило Нине игрушкой, но когда начался голод кокос стал последней надеждой всей семьи, к которой обращались все мысли, когда в доме не было ничего съестного. Это был неприкосновенный запас и было решено, что этот орех будет последнее, что будет есть семья. Семья смогла выжить и кокос остался не разбитым, как напоминание о блокадном голоде.
Рядом с кокосовым орехом портрет девочки, а ниже ее детские книги, на одной из них хорошо видны следы нагара от коптилки. Нина пошла в школу осенью 1942 года и учиться читать и писать ей пришлось при свете такой коптилки - фигасика.




Девочка часто оставалась одна и слушала радио. Черная тарелка репродуктора, закрепленная над креслом, была для нее, как и для многих Ленинградцев, символом жизни. По радио услышала она и радостное известие о полном освобождении Ленинграда от фашисткой блокады 27 января 1944 года. Для Нины это был двойной праздник, так как это был день ее именин.




Интересные предметы лежат в кресле. Они напоминают о том, что в этой комнате жил маленький ребенок. В кресле лежит корзинка, которую мама Нины нашла в развалинах разбомбленного дома и подарила дочери на ее именины, в которой сохранившиеся елочные игрушки.




В кресле сидит маленький медвежонок, который принадлежал мальчику по имени Юра. Он был с ним все годы войны, а когда по радио объявили что война закончилась, Юра, который вырос за эти годы, решил подарить его Нине в честь такого праздника.
Отдельно лежит маленькое ватное яблочко. В январе 1942 года Нина получила билет в театр имени А.С. Пушкина на Новогодний праздник. Это яблочко - Новогодний подарок с той блокадной елки. Взрослые старались развеселить детей, но прежде всего нужно было их накормить. Нине запомнился не подарок, а обед, которым без карточек накормили детей.




В углу комнаты стоит ведро и лопата. Для семьи они имели большое значение. Весной 1942 года они получили маленький огород, вблизи дома, в Польском саду. Там они выращивали то, что можно было вырастить.




На стене, над комодом висит портрет Марии Алексеевны Агте, бабушки Нины.




Начало здесь:
Мемориальный музей "Разночинный Петербург" в Санкт Петербурге

наблюдение, #рассказ, #достопримечательность, #наблюдение, #люди, настроение, #Россия, общество, #жизнь, интересно, путешествие, экскурсия, #экскурсия, #интересно, музей, жизнь, #нравится, история, #общество, люди, #Петербург, Петербург, #история, нравится, достопримечательность, #путешествие, #музей, Россия, #настроение, рассказ

Previous post Next post
Up