Музей-квартира Льва Гумилева в Санкт Петербурге

Apr 01, 2024 07:11

Имя Льва Гумилева - ученого, выдающегося писателя и поэта, переводчика, историка, создателя теории этногенеза - известно далеко за пределами России.




Лев Гумилев вошел в хронику отечественной науки как автор новаторских исследований посвященных истории России и Центральной Азии, прошлому кочевых народов. Непростая судьба человека, сумевшего выстоять и к тому же достичь незаурядных успехов, нашла отображение в особой атмосфере музея-квартиры на Коломенской.




В этой двухкомнатной квартире Лев Гумилев со своей женой прожили с 1989 по 1992 годы. До этого они сменили несколько комнат в коммунальных квартирах. После смерти Гумилева в 1992 году, вдова Наталья Викторовна Симоновская вернулась к своим родственникам в Москву. С собой она забрала только свои личные вещи, а вещи Льва Николаевича оставила на своих местах.




Наталья Викторовна предложила властям города создать в квартире новое культурное пространство. В 1997 году на доме, где с 1990 по 1992 годы жил Гумилёв, была установлена памятная доска.




Вопрос с созданием музея-квартиры Льва Николаевича Гумилева долго решался, но спустя 12 лет - 1 октября 2004 года, в день рождения Льва Гумилева, квартира официально стала частью музея «Анны Ахматовой в Фонтанном доме».




Музей относительно небольшой, он состоит из прихожей, кабинета-гостиной, кухни и выставочного зала. В квартире ничего не стали добавлять, поэтому удалось сохранить удивительную атмосферу последних лет их совместной жизни.




В квартире очень бережно сохраняют эффект присутствия хозяев.




На вешалке в прихожей висят пальто и шляпа Льва Николаевича. Кажется, что он где-то здесь и вышел только на минутку или находится в другой комнате.




Основной частью мемориального пространства является кабинет-гостиная, где Лев Николаевич работал: писал книги, готовился к телевизионным лекциям. Здесь хранятся его личные вещи, подарки друзей и почитателей, а также находится библиотека ученого.




До сих пор кабинет-гостиная остается таким, как и был при жизни хозяев. Картины висят те же самые, даже книги на полках стоят в том же порядке. Вся мебель, все вещи, все предметы обстановки, перевезенные из разных коммунальных квартир все, сохранилось благодаря Наталье Викторовне. Первое что появилось после смерти Льва Николаевича это его портрет работы Сергея Данилина.




Под портретом висит фотография, на которой Лев Николаевич вместе с писателем Дмитрием Балашовым с которым у них были общие интересы на почве Древней Руси. Позади них стоит Дарья Новгородова - внучатая племянница Натальи Викторовны. Фотография сделана в Новогиреево, на балконе квартиры, куда вернулась Наталья Викторовна после смерти Льва Гумилева. Эту квартиру Гумилевы называли дачей так как жили в ней в летний период, в июле и августе, когда заканчивался учебный год у Льва Николаевича. Там у него тоже было свое рабочее пространство. Когда в 1996 году в Астане был создан Евразийский университет имени Льва Гумилева, в нем был открыт мемориальный кабинет, основой которого стали рабочий стол и вещи Гумилева из Московской квартиры.




Левее портрета висит знаковая схема «Кривая этногенеза», иллюстрирующая положения его пассионарной теории.




Этой схемой Лев Гумилев пользовался не только на географическом факультете, но и на публичных лекциях. На его лекции по народоведению собиралась огромная аудитория. Он ярко рассказывал о жизни отдельных народов и государств, об истории человечества.




Под схемой висит персидская миниатюра XVI века, которую передали Анне Ахматовой, а она в свою очередь подарила ее сыну. Известно, что у Николая Гумилева было несколько увлечений: охота, поэзия, театр, а также страсть к коллекционированию персидской миниатюры. В этой коллекции насчитывалось около ста миниатюр. Она исчезла и неизвестно, где сейчас находится. Возможно, эта персидская миниатюра из той самой коллекции отца.




Под персидской миниатюрой висит маска. Изображение лица старика с темной кожей и длинными седыми волосами. На лице выделяются выпученные красно-чёрные глаза, оскаленный рот с красными губами и четырьмя клыками. Эта гипсовая маска - осколок тибетского буддизма, декоративное изображение духа хозяина. На обороте маски написано - Сангир Хайрхан Савдык.Подобные маски использовались для мистерии Цам - торжественного религиозного служения в форме танца, совершаемого на открытом воздухе в буддийских монастырях. Данная мистерия характерна для тибетского буддизма. Цель его показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов от последователей будды. Цам считается одной из основных религиозных мистерий в Монголии и Забайкалья. Предмет был получен в дар от монгольской аспирантки Очирын Намсрайжав с которой Лев Николаевич познакомился в 1936 году в библиотеке Академии наук. В ноябре 1936 года Лев признается ей в любви, они продолжают общаться, но пожениться не успели, Льва Гумилева арестовали в марте 1938 года. Любовь к Очирын Намсрайжав Гумилев пронес через всю свою жизнь. Со своей монгольской подругой он переписывался до конца своих дней, даже через несколько десятков лет после знакомства, присылал книги с пышными, по восточной традиции, посвящениями.




На стене висит намазлык, коврик для намаза, подаренный первым президентом Республики Азербайджан Аязом Муталибовым за книгу «Тысячелетие вокруг Каспия».




Портрет Чингиз Хана из соломки и шерстяной коврик у письменного стола с изображением столицы Монгольской империи Харахурум - это подарок монголов, приезжавших к уважаемому и почитаемому ими ученому.




В мемориальном кабинете ученого найдется не мало предметов, свидетельствующих о любви к Востоку.







Среди экспонатов - большой старинный рабочий стол, купленный в комиссионном магазине, в паре с уютным антикварным креслом, объехавшие с хозяином весь Ленинград - рабочее место Льва Гумилева. Кресло было найдено соседом Гумилева по коммуналке, отреставрировано и передано ему в дар.




На столе стоит удивительная лампа, она появилась в 80-е годы. Ее принесла его жена Наталья Викторовна Симановская-Гумилева с одной из многочисленных помоек. Лампа была без абажура, и Наталья Викторовна завостив бумагу, сама его сделала в «зверином стиле». В качестве обрамления она использовала рисунок с ковра, найденного в одной из экспедиций, в которой участвовал Лев Гумилев. Чтобы при свете лампы она всегда напоминала о том, что Лев Гумилев занимается важными вещами несмотря на то, что его запрещают, не публикуют, не печатают. Лев Николаевич драконов на лампе очень любил, они помогали ему думать.
Здесь же стоит китайская пепельница, которую ему подарила Анна Ахматова, как воспоминание о совместных переводах китайских поэтов. Благодаря этим переводам Лев Гумилев выживал после того, как освободился из лагеря. Она всегда стояла у него на столе.




На столе, под стеклом, коллекция открыток.




Набор картинок менялся в зависимости от темы, над которой в определенный период работал ученый. Для этого у него в ящике стола хранился целый набор открыток с видами разных стран, городов, монастырей, битв, исторических персонажей.




В ящике стола лежит пачка папирос Беломор, на которой изображен Беломорканал, который он и строил. Гумилев курил беспрерывно, считал, что табак не приносит вреда.




После возвращения из лагеря в 1956 году он устроился младшим научным сотрудником при Эрмитаже и получил комнату в коммунальной квартире. Возвращаясь домой, он неоднократно замечал, что в комнате кто-то был.




Как след из прошлого в ящике стола сохранилась записка. На клочке бумаги рука Льва Николаевича вывела обращение к непрошенным «гостям» из государственных структур.




На столе у стены стоит библиотечный куб, в котором хранятся библиографические карточки, но не с названиями книг, а датами тех или иных исторических событий в разных странах и упоминания о них в книгах.




В квартире Льва Гумилева есть предметы, которые сохраняют память о его отце. Сохранилось очень мало вещей и предметов, относящихся к Николаю Гумилеву. Поэтому очень дóроги экспонаты, связанные с отцом Льва Гумилева. В музее есть несколько таких экспонатов. Черно белая фотография, портрет Николая Гумилева, подаренная Льву Николаевичу большим другом и ученицей его отца Иды Нопельбаум, которая сохранила негативы своего отца, знаменитого фотографа.




Вернувшись из лагеря, Лев Гумилев заказал портрет своего отца одному из художников, который был опальным в Советском Союзе. Портрет выполнен в иконописной манере, куда бы от него не отойти - Николай Гумилев будет на вас смотреть. Картина неизвестного художника на которой Николай Гумилев в белогвардейской форме, офицерском царском мундире, позади Георгий Победоносец в память о двух Георгиевских крестах за службу в годы Первой мировой войны. Гумилев прекрасно понимает провокационный характер картины и просит художника не подписывать свою работу, а гостей и друзей, которые его навещали, не фотографироваться на фоне этого портрета. Лев Николаевич не хотел, чтобы кто-то пострадал из-за этого портрета.




Впервые фотографии на фоне этого портрета появились только в 1986 году, после первых публикаций стихотворения Николай Гумилев, когда он официально был разрешен к изданию.




В углу стоит бронзовая скульптура с изображением Николая Степановича Гумилева. Ее в 2002 году скульптор Павел Шапошник принес Наталье Викторовне подарок.




По-видимому, это оммаж картины Мстислава Фармаковского 1908 года. Николай Гумилев в весьма фривольной позе, нога на ногу, с веером и набриолиненные волосы. Эта бронзовая скульптура стоит под календарем 1976 года, единственная обведенная в этом календаре дата - 15 апреля. В этот день, в 1976 году исполнялось бы 90 лет со дня рождения Николая Гумилева.




В кабинете находится уникальная библиотека Льва Николаевича Гумилева, долгие годы собиравшаяся с любовью.




На отдельной полке стоят его книги по мере того, как они выходили. Там есть пропуск, он сделан не просто так - это 15 летний запрет на издание его научных статей и книг. Это время символизирует пустое пространство.




После смерти Анны Ахматовой, Гумилев закажет памятник на ее могилу известному скульптору Александру Игнатьеву, на стене висит ее гипсовый барельеф.




Александр Игнатьев сделает памятник Льву Гумилеву и Наталье Викторовне на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт Петербурге.




Чугунные кованные розы в квартире, это подарок его близкого друга, Псковского кузнеца Всеволода Смирнова, который известен в том числе и благодаря им.







Лев Гумилев попросит его сделать чугунный крест на могилу Анны Ахматовой. Этот крест, как символ ноши, он пронес на своих плечах от станции Комарово до могилы Анны Ахматовой.




В кабинете висит копия картины Николая Рериха «Тибет». Лев Николаевич был хорошо знаком с сыновьями Рериха, Юрием и Святославом.




К моменту знакомства с Гумилевым в 1965 году Наталья Викторовна, москвичка, выпускница Строгановского института, член московского союза художников, была успешным и признанным мастером, и в основном работала как книжный график с различными крупными издательствами. Она оформляла детские книги, произведения Достоевского, Толстого, Горького, Шмелева и множество других изданий. Она познакомилась с Львом Гумилевым в мастерской своего друга, художника Юрия Матвеевича Козмичева. В 1968 году они вступят в брак. С момента замужества вся её дальнейшая жизнь была посвящена Льву Гумилёву. Наталья Викторовна переехала в Ленинград, окружила мужа любовью и заботой. Оставила прежнюю работу, делала иллюстрации к статьям и книгам Льва Николаевича, печатала его научные труды.
Здесь по стенам висят ее работы: «Натурщица», «Архангельская область», «Вид с озера Сигнахи», парят акварельные балерины, в рамах раскидываются азиатские пейзажи




В гостиной стоит та самая машинка, на которой Наталья Викторовна перепечатывала работы мужа. Эту антикварную пишущую машинку она купила у друзей в Москве.




Став женой ученого, Наталья Викторовна научилась печатать на машинке чтобы набирать его научные труды, книги и статьи, ведь Лев Гумилев писал по-старинке, только перьевой ручкой.




Гумилев часто называл ее соавтором, считал, что жена продлила ему жизнь, ведь она действительно была и верным помощником, и другом.




При этом Наталья Викторовна продолжала рисовать.




Стены квартиры украшают семейные фотографии Николая Гумилева




А также самого Льва с женой Наталией.




В кабенете Льва Гумилева, кроме книг, находится множество бережно сохраняемых разнообразных предметов.




Это, главным образом, подарки друзей и почитателей.




Мемориальный бочонок, с дарственной надписью, был подарен Льву Николаевичу новосибирцами, когда в 1976 году ученый приезжал в академгородок читать курс лекций.




Реплики скульптур Майоле, и подсвечники на письменном столе, подарены Гумилеву эрмитажными друзьями.




На самой верхней полке стоит керамический баран, на самом деле это сосуд для вина, а рядом стоит солдатский котелок, с которым Гумилёв дошёл до Берлина..




Помимо этого, в музее можно увидеть другие предметы позднесоветского быта.







В прихожей, над зеркалом находится маска льва, вырезанная из картона корейским аспирантом - подарок Гумилеву на его 60-летию.







Рядом висит горельеф, посвященный отцу Льва Гумилева, Николаю.




Кухня в квартире всегда была любимым местом для отдыха Гумилева.




Она достаточно современная, сохранилась вся мебель, кухонная утварь, посуда.







Здесь обычная мебель, холодильник Минск, над холодильником работа Натальи Викторовны - «Неизвестный фески».




На стене у обеденного стола висит натюрморт с фруктами, подарок художницы, жены Всеволода Смирнова.




Часы с кукушкой, которые до сих пор работают, кухонный уголок, радио, аптечка.




Разнообразие посуды в кухонных шкафах говорит о традиции гостеприимства в этом доме.







Важный предмет на полке это кружка, подаренная Льву Гимилеву коллегами по географическому факультету и там надпись - "В память о службе" . Коллеги подарили ее в шутку, и Гумилев принял ее как шутку и пил очень крепкий чай только из нее.




Здесь никогда не закрывались двери и дом был полон народа. Сюда приходило очень много молодежи, которых называли «гумилевики». Семья с огромным удовольствием встречала в ней гостей, распивали чай, бурно обговаривали новые идеи, и даже иногда Лев Николаевич здесь экзаменовал студентов.




На столе часто стояла выпечка. Наталье Викторовне всегда казалось, что ее Левушка голодный и старалась его накормить.




Выставочная стена - Стена памяти.




Это отдельный раздел экспозиции, созданный при участии Музея Норильска, который рассказывает о пребывании Льва Гумилева в заключении и прежде всего о его научной работе в условиях лагерной жизни.




Лев Гумилёв продолжал заниматься наукой даже в заключении, где писал работы на бумаге от посылок и цементных мешков. Под стеклом находятся копии рукописей, написанные Львом Гумилевым уже в последней ссылке. На некоторых из них даже есть китайские иероглифы.




Здесь же копия завещания, которое Лев Гумилев написал в марте 1954 года. У него открылись язвы и была большая вероятность что он из-за этого умрет.




Лев Гумилёв называл науку Прекрасной Дамой и любил её больше, чем собственное тщеславие, поэтому в этом документе звучат такие слова: «…авторство мое может быть опущено…». Для него было важно чтобы его труды не пропали даром.




На полках стоят книги, папки, в которых были рукописи.




Сейчас рукописи изъяли, так как они требуют особого хранения.




На одной из полок фотография Гумилева с Лихачевым, они очень близко дружили, а рядом фотография с видом на бараки Норлага.




Здесь же фотография семьи Гумилевых 1915 года.




Это единственная фотография, где вся семья вместе.




В оформлении стены с документами использована дранка с бараков в Норлага.




Выставка «По пути наибольшего сопротивления» расположена на месте бывшей спальной комнаты. Она посвящена Гумилевым - отцу и сыну. На стене висят их портреты. Название выставки соответствует принципу, по которому они жили.




Пространство этой выставки находится при тусклом освещении. Лампа и простреленный потолок в виде созвездий сделан для того, чтобы напоминать о том, что даже искусственный свет может напоминать нам о звездном небе, а соответственно о путеводной звезде.




Здесь на стене напечатаны стихотворения Николая и Льва Гумилева и висят ящики как пространство, в котором таилась запретная память не только об отце, жизни, экспедициях, радости, любовных приключениях, но и о лагерной и семейной жизни.










Эти ящики прикрыты листами с воспоминаниями Николая и Льва Гумилева. Их можно поднять и увидеть фотографии и предметы, связанные с этими воспоминаниями, то, что хранилось долгие годы и было от всех скрыто.







Экскурсия в этот музей открыла множество значимых и малоизвестных фактов из жизни выдающейся семьи.

наблюдение, #рассказ, #достопримечательность, #наблюдение, #люди, настроение, #Россия, общество, #жизнь, интересно, путешествие, экскурсия, #экскурсия, #интересно, музей, жизнь, #нравится, история, #общество, люди, #Петербург, Петербург, #история, нравится, достопримечательность, #путешествие, #музей, Россия, #настроение, рассказ

Previous post Next post
Up