Зал войны в Большом Павловском дворце первоначально был Парадной гостиной Павла Петровича. Необычная планировка в форме восьмиугольника с нишами между оконными и дверными проемами и перекрытием свода была задумана еще Ч.Камероном. В 1789 году В.Бренна завершил декоративную отделку зала, насытив его богатым лепным декором на темы военных атрибутов Римской империи.
Рельефные панно с композициями военных трофеев и элементов вооружения римских воинов помещены по обеим сторонам ниш, оконных и дверных проемов, имеющих также арочное завершение и, словно вписаны в формы неправильных вытянутых прямоугольников.
Белые рельефы на золотом фоне эффектно сочетаются с богато декорированным лепным золоченым фризом и выступающим карнизом, лепными кессонами и раковинами, украшающими ниши. Блеск позолоченной резьбы двери, ведущей в Северную анфиладу, и высоких торшеров с ликторскими связками, щитами и шлемами римских воинов из резного золоченого дерева усиливают впечатление торжественности зала.
В трех нишах помещены античные мраморные бюсты, а в четвертой установлена лепная печь, увенчанная фигурой орла бога Юпитера, сидящего на ядрах с пламенем.
Именно этот зал в 1796 году был оформлен как Тронный зал Павла I, здесь хранились императорские регалии. После пожара 1803 года А.Н.Воронихин восстановил зал как Парадную гостиную, и, сохранив основную отделку В.Бренны, внес в нее ряд изменений. Роспись на потолке заменена сводчатым кессонированным плафоном, украшенным лепкой
В люнетах появились рельефы на темы античных мифов работы скульпторов С.Теглева и М.Александрова.
Зал приобрел больше строгости и торжественности, теперь в нем лишь два цвета: доминанта белого, усиленного блеском золота.
Зал освещается великолепным французским фонарем XVIII века, выполненным из золоченой бронзы в мастерской знаменитого бронзовщика Пьера Гутьера.
В нишах - бюсты римских императоров Септимия Севера (кон I в н.э.), Элагобала (нач. III в. н.э.), полководца Агриппы (итальянская копия XVIII в. с античного оригинала).
Против окна по оси с Греческим залом - декоративная ваза синего с золотом фарфора, изготовленная в начале XIX века на Севрской фарфоровой мануфактуре, и, согласно исторической легенде, подаренная императором Наполеоном Александру I по случаю заключения Тильзитского мира.
Против второго окна с 1810 года стояла декоративная ваза-треножник, выполненная на Императорском стеклянном заводе по рисунку А.Воронихина.
В едином стиле с отделкой выполнена новая мебель, стилизованная под римские курульные кресла, окрашенные под античную зеленую бронзу с позолотой (воссозданы заново по сохранившемуся подлиннику, в обивках - подлинные вышивки русской работы начала XIX века). Живые пейзажи за окнами вносят оживление в строгость отделки. По замыслу А.Воронихина для окон этого зала, как и симметричного ему Зала Мира, на Императорском стеклянном заводе были изготовлены цельные стекла, чтобы любоваться пейзажем в окне как картиной в раме.
Начало здесь:
Большой Павловский дворец в городе Павловске