Греческий зал в Большом Павловском дворце - самый торжественный в центральной части дворца, предназначался для балов и парадных приемов.
Архитектурно-пространственный объем зала с колоннадой по всему периметру был задуман Ч.Камероном в виде античного «перистиля».
Камерон рекомендовал путешествовавшим по Европе Павлу Петровичу и Марии Федоровне приобрести в Италии колонны из зеленого античного мрамора, минерала очень редкого и дорого, так называемого верт антик (vert antique, франц.), которые он хотел использовать в отделке зала.
Отделку зала в 1790 году завершил архитектор и декоратор В.Бренна. Стены зала были облицованы белым искусственным мрамором, нижние панели выполнены из золотистого стюка, имитирующего желтый сиенский мрамор. По верху стен тянется широкая полоса лепного орнаментального фриза с изображением грифонов среди листьев аканта. Колонны коринфского ордера из зеленоватого искусственного мрамора под вердантик образуют нарядную декоративную колоннаду.
Ее ритм перекликается с ритмом стенных ниш, в которых помещены гипсовые слепки с античных статуй: Меркурий, Венера Медицейская, Венера-Каллипига, Дионис, Афродита-Анадиомена, Аполлино, а также с работ известных итальянских скульпторов: «Фавн с козленком» Я.Сансовино (XVI в.) и «Психея с бабочкой А.Кановы (XVIII в.)
В 1803 году после пожара архитектор А.Н.Воронихин осуществил ряд переделок, которые, сделали его более строгим.
Утраченный живописный плафон «Вакх и Ариадна» он заменил орнаментальной росписью с ромбовидными кессонами, создающими иллюзию купольного перекрытия.
Между колоннами он поместил на длинных бронзовых цепях мраморные светильники в виде античных ламп.
Вместо прежнего мебельного гарнитура в стиле Людовика XVI, который был приобретен владельцами дворца во Франции во время путешествия, по проекту Воронихина была создана новая мебель в античном вкусе: подлокотники диванов и кресел украшены фигурами грифонов, а ножки завершаются звериными лапами.
Конструктивные детали мебели окрашены под темно-зеленую бронзу, а нарядные резные детали вызолочены. Для обивки использованы французские гобелены на пасторальные сюжеты мануфактуры Бове конца XVIII века. Монументальность форм мебели, сияние позолоты, яркость гобеленов - все это привносит особые черты парадности.
В зале представлены сохранившиеся в эвакуации предметы мебели, а также одно кресло, возвращенное после войны из Берлина
Отреставрированный диван, находившийся несколько десятилетий в фондах музея в руинированном состоянии.
Из Михайловского замка Воронихин перенес в этот зал два мраморных камина со вставками из лазурита и мясного агата, выполненные по проектам Бренны.
На каминах - часы «Парис и Елена» (Париж, 1795-1799 гг., мастерская П.-Ф.Томира, час.мастер Л.-Ж.Лагесс) и «Учение и бдение». (Париж, 1795-1798 гг., час.мастер Ж.Шарпантье, эмальер А.-Ф.Дюбюиссон), а также вазы-курильницы и канделябры.
В каминных нишах -нарядные таганы, подписные изделия бронзовщика Вальнера, редко встречающиеся в наших собраниях.
На столах-консолях - парные фарфоровые вазы «в этрусском вкусе» (Петербург, Императорский фарфоровый завод, 1796 год.), и декоративные кувшины из золоченой и патинированной бронзы (Франция, конец XVIII века).
На постаментах против окон - две парные вазы из копейчатой яшмы с бронзовыми украшениями (по рисункам А.Воронихина), против центрального окна ваза из порфира с фигурами сатиров из золоченой бронзы, выполненные на Колыванской шлифовальной фабрике (мастер Ф.Стрижков), бронза чеканена в мастерских Императорской Академии художеств. Дополняют убранство два бронзовых фонаря (конец XVIII века).
Начало здесь:
Большой Павловский дворец в городе Павловске