Дом-музей художника Павла Петровича Чистякова в Пушкине (Царском Селе)

Oct 25, 2022 17:38

Чистяков Павел Петрович - русский исторический живописец, художник бытового и портретного жанра, выдающийся педагог, вошел в историю русской художественной школы как наставник и учитель крупнейших мастеров отечественного искусства. Главным его призванием и смыслом всей жизни стала педагогическая деятельность. За годы преподавания в Императорской Академии художеств Чистяков выработал свою собственную систему, в которой объединил лучшее из академической школы и собственных наработок, создав основу для развития у учеников более широких взглядов на реалистическое искусство.




Методы Павла Петровича Чистякова, сопоставимые с методами знаменитых мюнхенских художественных школ, его удивительная способность безошибочно угадывать особый язык каждого таланта, бережное отношение к любому дарованию дали удивительные практические результаты, а разнообразие творческих индивидуальностей учеников мастера говорит само за себя. Многие художники прошли у него систематическую школу, в их числе - В. Борисов-Мусатов, И. Остроухов, Е. Поленова, В. Савинский, Г. Семирадский. Но лучшим свидетельством педагогической деятельности Чистякова в истории русского искусства служит плеяда его выдающихся воспитанников - Васнецов, Врубель, Поленов, Репин, Серов, Суриков, Рябушкин. К Чистякову шли учиться или, вернее, доучиваться даже выпускники, окончившие Академию художеств с золотыми медалями.




Дом, в котором сейчас находиться музей имени Павла Петровича Чистякова был построен в 1878 году по проекту архитектора А.Х. Кольба, на деньги, вырученные художником от продажи картины «Голова боярина». Деревянный двухэтажный дом, установленный на каменном фундаменте, являлся образцом деревянного зодчества конца XIX века. Из целого квартала дач художников уцелела только эта. Да и вообще, в России, подобных дач осталось очень мало.




Архитектор Александр Христофорович Кольб выполнил дачу в смешанном стиле: эклектика и неорусский стиль с чертами модерна, богато украсив ее резным декором снаружи и внутри. Хозяин сам участвовал в разработке проекта своего загородного дома в Царском Селе. По рисункам Чистякова была сделана декоративная резьба интерьеров, появилось четвертое входное крыльцо. В архиве Третьяковской галереи хранятся два рисунка Павла Петровича с изображениями южного фасада и разреза дома, отразившие его размышления о будущей даче. Также известно, что Чистяков любовно называл ее «замком Черномора».




План размещения и обустройства мастерской на северной стороне также принадлежит Чистякову. Основа композиции главного фасада - большое окно мастерской. Нарядный облик строению придают оригинальные наличники и карнизы. На коньке двускатной кровли установлены флюгеры из прорезного металла в форме сказочных петушков - задумка Павла Петровича.




Вокруг дома был разбит сад, в котором цвели липы, сирень, где можно было отдохнуть в знойный день, а также в нем художник и его ученики могли рисовать. В нем располагались два флигеля и качели. От сада до сих пор осталась историческая липовая аллея, а цветник восстанавливается силами сотрудников музея.




С 1917 года в нем некоторое время занимала две комнаты наверху семья писательницы О.Д. Форш, близкого друга семьи Чистяковых. Она - то и назвала свое жилище за его самобытный облик «Плачем Ярославны». Это был «странный домик -высокий, из толстых, темных бревен, узкий, похожий на сторожевую башенку».
Поначалу дача эксплуатировалась только в летнее время, позже дом был переделан «на зимний лад», и художник здесь жил и трудился 43 года, вплоть до своей смерти в 1919 году. Павел Петрович Чистяков умер в этом доме 11 ноября 1919 года, похоронен художник на Казанском кладбище. Об этом напоминает мемориальная доска, установленная в 1929 году.
В 1932 году кружком имени Чистякова, в который входили потомки, ученики и почитатели выдающегося художника-педагога, было принято решение устроить здесь мемориальный музей, однако в годы Великой Отечественной войны дом значительно пострадал. После войны, так как остался пригоден для жилья, был заселен. В нем изменили планировку, сделали перегородки и стали жить несколько семей. Здание претерпело несколько ремонтов, в 1970-е годы, в связи с неудовлетворительным техническим состоянием, дачу «приговорили» к сносу. Однако внучка художника, Н.В. Дурдина, возглавила инициативную группу по спасению дома; огромный вклад в организацию музея внёс краевед Е.М. Головчинер.
В 1977 году Ленгорисполкомом было принято решение о реставрации здания. В 1979 году здание было взято под охрану государства как памятник истории и культуры. Была произведена его реставрация, которая продолжалась до 1985 года. Работы проводились строго на научной основе, были сохранены многие исторические фрагменты в интерьерах и на фасаде дома. Восстановили оригинальный вид и первоначальную планировку, и дом стал еще одним украшением города Пушкин. Его облик воспроизведен на период наивысшего своего расцвета - на 1913 год.




Дом-музей П.П. Чистякова - уникальный объект в экскурсионном маршруте города Пушкина был открыт 26 апреля 1987 года, ставший филиалом Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств. Собрание музея (более 1300 единиц) составляют подлинные произведения живописи и графики, мемориальные и бытовые предметы, которые до этого хранились у его внука, в архиве и в Музее Академии художеств.
Коллекция произведений Дома-музея П.П. Чистякова состоялась благодаря завещанию внука художника-педагога - профессора кафедры химии Ленинградского Университета Ярослава Васильевича Дурдина. Он и его жена Наталия Валериановна до последнего дыхания работали над воплощением идеи устроения музея в дедовском доме.
В этом уникальном памятнике русского деревянного зодчества второй половины XIX века интерьеры внутренних помещений соответствуют сказочному наружному убранству дома. Главной отличительной чертой дачи является ее "деревянность".




Именно использование дерева и снаружи и изнутри делает дом живым, несмотря на его более чем почтенный возраст. Лестницы ведут в небольшие укромные уголки.




И потолок деревянный, и карнизы, и арка, делящая столовую пополам, в которой осталось много подлинных фрагментов.




Особенную радость хозяевам дачи доставлял тот факт, что для этой цели были использованы деревья из их собственного сада.




Деревянная резьба интерьеров бывшей столовой выполнена по эскизам хозяина дома.




На первом этаже Дома-музея П.П. Чистякова представлен историко-бытовой материал, повествующий о жизни и судьбе Чистякова и его семьи




В большом помещении на первом этаже, где ранее находилась столовая размещается выставка личных вещей Чистякова, коллекция произведений его учеников.










Находятся фамильные портреты авторства Павла Петровича




На стене висит портрет Василия Дмитриевича Дурдина - ученика Павла Петровича, первого мужа старшей дочери художника - Анны. Он очень увлекался живописью и учился у Чистякова. Справа маленький рисунок с анютиными глазками - тоже ее. Рядом можно увидеть портрет Анны, нарисованный племянницей Павла Петровича - Варварой Матвеевной Баруздиной. Считается, что она лучше всего восприняла уроки своего знаменитого дяди - художника и преподавателя.




Картина с ярким букетом - работа кисти дочери Анны.




Документы об истории дачи и биографические сведения, по которым можно проследить жизнь живописца с детских лет и узнать об истории усадьбы.
В витрине портрет молодого Чистякова, портрет отца художника, его земляков Краснохолмцев, выполненные Павлом Чистяковым в годы юности.







В столовой дома, в одной из витрин, помещены исторический план усадьбы, акварели внешнего вида главного дома, его интерьеров, нарисованных дочерью художника Анной.




На стене висят картины Павла Чистякова.
За полотно «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту» он удостаивается малой золотой медали.




За полотно «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного» приносит Павлу Чистякову вожделенную большую золотую медаль, дающую право на пенсионерскую заграничную поездку за счет Академии, а сама картина приносит автору еще и 800 рублей - очень значительную по тем временам сумму.




О том что некогда это помещение было столовой напоминает горка с посудой.




Личные вещи семьи Чистякова







Большая гостиная на первом этаже от которой на улицу выходит летняя веранда, где семья художника слушала музыку.




Во времена Павла Петровича здесь собиралось много народа. Кроме учеников художника, сюда приезжали члены семьи Менделеевых, ученые, музыканты, писатели, артисты, певцы. Сам хозяин дома обожал петь.




В необычном загородном салоне проходили профессиональные диспуты и музыкальные вечера.




Шумные музыкальные вечера проходили под аккомпанемент старинного рояля, который до сих пор находится в гостиной комнате и является одним из наиболее ценных экспонатов.




Известно, что семья Чистяковых очень любила музыку, особенно русскую музыку. На музыкальных вечерах, пели гости, пели и хозяева дома. По свидетельствам современников, сын художника профессионально пел, он обладал прекрасным голосом.




Этот зал по сей день собирает любителей классической музыки. Сотрудники музея традиционно проводят в нем камерные концерты и литературно-музыкальные вечера.




Портреты в большой гостиной рассказывают об обитателях дома.
Вера Егоровна Мейер, ученица Чистякова, нарисовала свой автопортрет в 12 лет. За него она была награждена серебряной медалью Общества поощрения художеств. Ученица была младше своего учителя на 16 лет. Потом она стала женой Павла Петровича. В семье было трое детей: Анна, Вера, Всеволод.
На рояле - семейные фотографии: Павел Петрович, первый муж старшей дочери, сын художника Всеволод Павлович, Варвара Матвеевна Баруздина, рядом фотография семьи Чистяковых, снятых на крыльце дачи.




В гостиной висит натюрморт с розами, написанный младшей дочерью Чистякова Верой, которую он обучал вместе со старшей сестрой Анной, написавшей виды собственной дачи.




Сохранился фотопортрет дочери Чистякова Анны. Ниже висит фотография матери художника, которая жила в семье художника, после смерти его отца.




На стене напротив также размещены фотографии домочадцев. Среди них выделяется еще одна семейная фотография, сделанная на крыльце дома.
Крайне правую фотографию П.П. Чистяков с удовольствием дарил своим ученикам.




Последнюю владелицу дома Ольгу Мейер изобразила Варвара Баруздина.




Портрет писательницы О.Д. Форш, близкого друга семьи Чистяковых, которая жила в этом доме.




Портрет Василия Дмитриевича Дурдина




Мебель той эпохи




Трюмо




Ломберный столик




Альбом с семейными фотографиями семьи Чистякова







На первом этаже в угловой (малой) гостиной сейчас проходят временные выставки современных художников, проходят детские образовательные программы, проводятся мастер-классы и творческие вечера, продолжающие традицию пропаганды нового, что так присуще было при жизни Чистякову. Он как никто другой мог рассмотреть талант у человека и помочь ему раскрыться.




Ежегодно, в первое воскресенье июля, в угловой гостиной проходит празднование дня рождения художника.




Верхний этаж - огромная мемориальная мастерская, самая важная часть этого дома, с подлинными произведениями Чистякова-художника и небольшая комната «Учеников». Здесь всё посвящено художественно-педагогическому наследию хозяина дома.
Экспозиционным центром музея является мемориальная мастерская, находящаяся на втором этаже, которая занимает 70 квадратных метров.




Вплоть до последнего ремонта в Доме-музее Чистякова, главным экспонатом мастерской было огромное полотно, начатое Чистяковым в Риме в 1864 году «Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия», холст был многократно переписан автором.




Оно располагалось сразу на двух мольбертах. Многие картины вернулись на свои места, лишь огромная картина "Мессалина" осталась в Русском музее, так как ее нельзя было скатать в рулон так как ее красочный слой может осыпаться, - поэтому она там и осталась.




На мольберте лучшая работа Чистякова, созданная в Италии, "Джованнина".




Блистательный, полный жизни портрет итальянской девочки Джованнины, выполненный Павлом Петровичем в 1860 годы во время пребывания в Италии. Это одна из любимых моделей Павла Петровича




Посреди мастерской - подиум с креслом для натурщика.




Внизу на полу подлинные палитры художника.




Эту огромную комнату, с большим окном, украшает массивный рабочий стол. Окно выходит на север, так как для художников при их работе требуется рассеянный свет, чтобы не было прямых солнечных лучей.




На письменном столе лежат Чистяковский футляр с очками, нож для разрезания бумаг и новых изданий, стоят керосиновая лампа, газетница со старыми газетами, чернильный прибор. Небольшой фрагмент пресса для держания бумаг в виде фигурок бегущих кабанчиков был подарен ленинградским художником-графиком Олегом Алексеевичем Почтенным.




Возле стола - подлинное кресло художника - в нем он сидит на портрете, нарисованном в 1916 году его учеником Савинским.




Здесь представлены картины художника разных периодов: от ученического периода, пенсионерской поездки в Италию до последних работ. Вся его творческая жизнь отразилась в экспонатах этой мастерской.




Здесь его портреты, композиции, картон для мозаичных работ, есть его работы итальянского периода, когда он был в пенсионерской поездке в Италию, а также мемориальные вещи который сохранил кружок почитателей Чистякова.




Они сохранили его блузу, его кисти, краски, палитры, его шапочку в которой он работал. До ремонта блуза была небрежно брошена на кресло, как будто старый мастер только что работал - и вышел.




Заказной портрет Григорьевой, выполненный им в годы учебы в Академии художеств.




Металлический кувшин для воды, вероятно, был привезён Чистяковым из Италии. Она есть на картине его дочери Анны Чистяковой.




Гипсовые слепки и мольберты - обязательные атрибуты учебного процесса.







Прекрасные живые натурные этюды итальянского периода жизни и творчества Павла Петровича.
















На стенах студенческие работы соседствуют с полотнами зрелого мастера, создавая целую галерею разнотипных образов.
Карандашные рисунки отнюдь не теряются на фоне насыщенной акварельной палитры, сберегающейся в этом же зале.




В небольшом зале, посвященном Чистякову-педагогу, демонстрируются произведения его воспитанников из фондов Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств.
Карл Богданович Вениг - «Русская девушка», или, как ее стали называть позже, «Барыня»










Итальянского юношу Альбертино написала Варвара Баруздина. Здесь же ее рисунок к картине "Бабушка" и эскиз композиции "Князь Серебряный".




Колоритного старика написал Павел Костин (Голова старика еврея). Натюрморт с черепом, над которым трудились ученики Павла Петровича в начале 1890-х годов.




Кроме того в экспозиции мемориального дома-музея П.П. Чистякова представлены предметы дачного быта того времени.
Каждый из них имеет свою историю.

























Одна из идей смотрителей музея - собрать старинные кирпичи оставшиеся от бывших дач города. Сейчас на территории Дома-музея П.П. Чистякова из таких кирпичей выложена небольшая дорожка.




P.S.
Две картины Павла Петровича Чистякова находятся в собрании Русского музея Санкт Петербурга.
"Джованинна сидящая на подоконнике"




"Дворик в Субиако"




искусство, #рассказ, #достопримечательность, #Россия, дом, #уголкиРоссии, Царское Село, интересно, путешествие, экскурсия, #экскурсия, #интересно, музей, #ЦарскоеСело, #нравится, история, #искусство, #история, нравится, достопримечательность, уголкиРоссии, #путешествие, #музей, Россия, #дом, рассказ, творчество, #творчество

Previous post Next post
Up