Последним всплеском озарения в творчестве художника стала тема Пророка, навеянная стихотворением А.С.Пушкина.
![](https://im.wampi.ru/2022/10/24/SESTIKRYLYI-SERAFIM.jpg)
Вначале был сделан выразительно экспрессивный рисунок головы Пророка.
Михаил Врубель. Голова пророка
![](https://ic.wampi.ru/2022/10/24/GOLOVA-PROROKA.jpg)
Затем автор посвятил ей картину, на которой Пророк потрясен явлением ангела, вырастающего в сиянии крыл.
Михаил Врубель. Пророк
![](https://ie.wampi.ru/2022/10/24/PROROK-1.jpg)
Михаил Врубель. Пророк
![](https://ic.wampi.ru/2022/10/24/PROROK.jpg)
В картине «Азраил» шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в руках изображен без Пророка.
Михаил Врубель. Шестикрылый серафим
![](https://im.wampi.ru/2022/10/24/SESTIKRYLYI-SERAFIM.jpg)
Михаил Врубель. Пророк и серафим
![](https://im.wampi.ru/2022/10/24/PROROK-I-SERAFIM.jpg)
Из зелено-лиловых переливов возникает лик ангела смерти. Художник придает ему сходство с собой в рисунке «Голова Пророка» и в композиции «Шестикрылый серафим».
Серафим
![](https://ie.wampi.ru/2022/10/24/SERAFIM.jpg)
Лично пережитое и всеобщее слилось у Врубеля в теме Пророка, ставшей его лебединой песнью. Оно претворилось в тему трагической судьбы художника.
Интересно, что и нижняя часть живописной композиции «Пророк» сохранилась и живет своей автономной жизнью в качестве фона на одном из поздних портретов жены художника, известном как «Дама в лиловом». Возможно, Врубель специально сохранил его: так крылья Серафима становятся своеобразным камертоном образа Забелы, напоминают о ее портрете в роли «Царевны-Лебеди»
Михаил Врубель. Дама в лиловом
![](https://ic.wampi.ru/2022/10/08/DAMA-V-LILOVOM-PORTRET-NI-ZABELY-VRUBEL.jpg)