Павильон Эрмитаж представляет собой интересный и уникальный памятник архитектуры русского барокко середины XVIII века.С середины XVIII века павильон Эрмитаж не перестраивался и потому дошел до нас практически в своем первозданном виде. Про сам павильон я писал здесь:
Павильон "Эрмитаж" в Царском Селе. Город Пушкин . Сегодня хочу рассказать про интерьеры этого прекрасного здания.
Павильон Эрмитаж был любимым местом русских императриц, предназначенным для отдыха и развлечений.
Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II любили устраивать здесь вечеринки для узкого круга приближенных, торжества для придворных и детские праздники для внуков императрицы. В Эрмитаже давались обеды для иностранных гостей, которые были в полном восхищении не только поданным блюдам, но и различным механизмам. Здесь же проходили неформальные встречи с послами, на которых решались важные политические вопросы. Данный павильон также славился тем, что в нем знатные особы могли уединиться. Вся прислуга располагалась в нижней части строения и даже музыканты оставались на улице.
На втором этаже Эрмитажа расположен центральный зал, от которого диагонально расходятся четыре галереи, заканчивающиеся кабинетами. Все здание наполнено светом, который многократно отражается в многочисленных зеркалах и играет в позолоте. Окна в зале пропускали огромное количество света, так как были одновременно дверями на балкон. Между окнами располагались большие зеркала, которые отражали и увеличивали количество света.
В зале расположено пять столов - один большой и четыре маленьких, каждый из столов имеет свою форму. Они оснащены подъемными механизмами, которые могут убирать как стол целиком, так и отдельные его участки.
Столы павильона украшал Корбовский сервиз, который сохранился до настоящего времени.
Во время обеда смена блюд происходила без присутствия слуг в зале, все гости писали на тарелках названия желаемых блюд и дергали за колокольчик, затем повара опускали через специальный механизм тарелку, читали пожелание и поднимали нужное блюдо наверх. Посетители павильона заказывали самые необычные и изысканные блюда: щеки селедки, медвежье мясо, губы лося и т.д. Но, однажды, Суворов поставил в затруднительное положение поваров, когда заказал щи и солдатскую кашу.
После окончания трапезы столы опускались вниз, отверстия в полу закрывались паркетной плитой, зал полностью освобождался и превращался в танцевальный.
Это платье Елизаветы Петровны, созданное современными мастерами по изображению на картине.
Рядом - маленький комод для хранения столового белья.
Кабинет для уединения в павильоне Эрмитаж
Внутри корзина с цветами и клетка для птиц, видимо для создания романтического настроения
Паркет делали из дорогих сортов светлого пальмового дерева, на нем наносили вручную гравировку: аккуратно раздвигали верхние слои деревянных досок, туда засыпали темный порошок эбенового дерева. Этот процесс длился очень долго, так как был очень сложен и требовал предельной аккуратности. Этот паркет практически полностью сохранился после Второй Мировой войны. Но, к сожалению, некоторые элементы самого павильона были утеряны, а некоторые дошли до наших дней в очень плачевном состоянии.
Сохранившаяся до нашего времени оригинальная резьба по дереву. Часть лепнины в галереях представлена в не отреставрированном виде.
В первоначальном проекте павильона Эрмитаж не было и лестниц: гости поднимались на второй этаж при помощи прототипов современных лифтов. Они садились на маленькие диванчики - канапе, которые поднимали в вверх. Эти подъемные устройства, для перемещения придворных на канапе, были заменены лестницами в 1812 и 1911 годах.
Под парадным этажом павильона расположены два технических уровня, откуда осуществлялось управление механизмами и доставка блюд. На средний уровень опускались поверхности столов, куда устанавливались блюда для доставки наверх. Главный стол представляет собой наиболее сложную конструкцию. Механизмы, для перемещения столов и доставки еды и напитков, были очень громоздкими и приводились в движение с помощью двенадцати солдат, которые крутили колёса подъёмных механизмов, расположенных в первом этаже павильона. Работа была адова, т.к. только один большой стол весил 800 кг.
Здесь располагались столы с готовыми блюдами и когда поступал заказ от клиента необходимое блюдо быстро устанавливалось на его "тарелку" и поднималось вверх.
Аналогичные механизмы располагаются под малыми столами.
В 1842-1846 годах они были заменены на более новые, которые сохранились до настоящего времени. Они практически полностью восстановлены реставраторами, а сохранены были лишь некоторые части.
Поскольку конструкция "подъемника" была достаточно громоздкой, то ее механизмы занимали еще один этаж (нижний).
Всё управление механизмами осуществлялось с нижнего яруса.
1817 год был последним годом использования механизмов Эрмитажа. Здесь, после большого официального мероприятия в Петербурге был устроен семейный праздник по случаю бракосочетания царя Николая Павловича и Александры Федоровны.
Павильон Эрмитаж находился на длительной реконструкции и был открыт только в 2010 году к 300-летию Царского Села. Реставраторы воссоздали ров и балюстраду вокруг него.
Для тех, кто дочитал до конца - небольшое видео с интерьером павильона Эрмитаж и демонстрацией работы подъемного стола.
Click to view
Начало здесь:
Павильон "Эрмитаж" в Царском Селе. Город Пушкин