Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге планировался как мемориальный, посещать его в основном должны были члены царской фамилии и их гости, поэтому внутреннее убранство было выполнено с размахом и пышностью.
Все стены и своды собора покрыта мозаикой с изображением святых и библейскими сюжетами. Мозаики поражает своим великолепием. Они создавались в знаменитой гранильной мастерской В. А. Фролова. Над эскизами для мозаик трудились более тридцати художников, в том числе В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. На набор мозаик у группы Фролова, насчитывавшей сорок человек, ушло 12 лет.
Размещение изображений было строго продумано - оно отражало и мемориальный характер собора, и его посвящение Воскресению Христову.
Мозаичная икона "Положение во гроб"
Мозаичная икона "Распятие Христа"
Справа и слева от Царских врат иконы по рисункам Васнецова (Богоматерь и Спаситель)
Над алтарем размещен образ «Спас в силах» или «Христос во славе». Мозаика показывает Господа во всей полноте Его силы и славы, таким, каким Он явится в конце времен, чтобы судить живых и мертвых. Окружают Господа Небесные силы: Серафимы с огненными крыльями, Херувимы - с зелеными; с четырех сторон от Христа крылатые символы Евангелистов.
В центре собора, в полусфере, перед алтарем излучает золотое свечение мозаика «Преображение Господне». Христос, преобразившийся перед Своими учениками, изображен в центре, в лучах блистающего света. По сторонам от Него пророки - Илия и Моисей. Внизу, закрываясь от нестерпимого сияния - апостолы Петр, Иаков и Иоанн, взошедшие с Господом на гору.
В полукружиях боковых апсид слева - мозаичная икона «Сошествие Святого Духа»
Справа - мозаичная икона «Вознесение Христово»
Мозаичная икона "Вход Христа в Иерусалим"
Мозаичная икона "Нагорная проповедь"
Мозаичная икона "Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек"
Мозаичная икона "Отечество"
В алтарной части храма имеются полукруглые киоты в которых находятся наиболее почитаемые иконы
Южный киот
Мозаика "Воскресение Христа" набрана по эскизу М.В. Нестерова в мозаичном отделении Академии Художеств.
На этой иконе Господь изображен воскресшим, выходящим из гроба в светлом одеянии, в одной руке Крест - символ крестных страданий, другая - поднята в благословляющем жесте. Над гробницей надпись: «Где Ты Смерти Жало, где Ты Ада Победа». Ее нежные светлые краски, потрясают изысканными тональными переходами, создают полное впечатление имитации масляной живописи и созвучны стилистике модерна.
Северный киот
Мозаика "Святой благоверный князь Александр Невский" - небесного покровителя императора Александра II, набрана по эскизу М.В. Нестерова в мозаичном отделении Академии Художеств.
Художник создал проникновенный образ молящегося князя, склонившегося перед иконой Богоматери, над которой выложены слова из Писания «Не в силе Бог, а в правде». Святой князь изображен в латах, но на доспехи накинут плащ, щит и меч положены к подножию Богородичной иконы. Александр Невский погружен в молитву, в руке его - горящая красная свеча. Икона поразительно подобрана по цвету, передан и блеск доспехов князя, и горение свечи. Это одна из самых филигранных по технике набора икон, набранная «прямым» или «римским» способом. В этом случае изображение набиралось из небольших кубиков смальты, обладающих богатой палитрой цветовых оттенков.
Коллекция мозаик Собора Спаса на Крови в Петербурге - одна из крупнейших в Европе.
Площадь мозаик составляет 7065 м².
Храм изначально строился как электрифицированный, и освещали его 1689 электроламп.
Мозаики в таком освещении должны были смотреться по-особенному.
Вся мозаика собора создавалась в технике смальты.
Это старинный способ выкладывания мозаики из кусочков цветного непрозрачного стекла различной формы. Он требует очень кропотливого труда.
Эту технику выбрали для украшения храма по разным причинам, в том числе и потому, что такое стекло очень долговечно, можно подобрать огромное количество цветов и оттенков, и, к тому же, мозаика на смальте имеет интересный эффект - она светится изнутри.
Живой живописи в соборе нет.
На стенах много картин с сюжетами из Ветхого Завета.
"Рождество Христово".
Особую роль в облицовке собора играет полированный пол храма, площадью свыше 600 кв.м выложен из разноцветного итальянского мрамора более чем 10 сортов. Он был выполнен по рисунку А.А.Парланда в генуэзской мастерской Джузеппе Нови, а собран на месте российскими мастерами. Толщина пластинок цветного мрамора - около 5 мм.
Начало здесь:
Собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в Санкт-Петербурге (архитектура)