Собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в Санкт-Петербурге (архитектура)

Oct 14, 2021 07:12

Храм во имя Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, получивший в народе название «Спас на Крови» - это мемориальный храм, возведенный в память о трагической кончине императора Александра II.
Собор Воскресения Христова был торжественно заложен 6 октября 1883 года в присутствии митрополита Исидора и царской четы: императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Первый камень положил лично император Александр III.
Крест, высота которого составляет 4,5 метра, был торжественно водружен на центральную главу церкви Спаса на крови в Санкт-Петербурге в 1897 году, после чего митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий сразу же совершил отдельный молебен, освятив его. После этого строительство продолжалось еще десять лет, которые заняли преимущественно отделочные работы и укладка мозаики. В общей сложности собор строился 24 года.




Спас на крови, возведенный на месте убийства императора Александра II, был торжественно освящен 19 августа 1907 года по старому стилю. На освящении присутствовал последний российский император Николай II и императрица Александра Федоровна. Сразу же после освящения, в полдень, была отслужена первая торжественная литургия.
Храм вмещал в себя около 1600 молящихся, и средства на его содержание выделяло государство.
Интерьер собора имеет неповторимый облик - это удивительное сочетание мозаичного и каменного убранства.
Прямо под колокольней Собора Воскресения Христова находится место убийства Александра II - фрагментом набережной, выделенным шатровой яшмовой сенью.




Сень, вырезанная русскими мастерами камнерезами, представляет собой восьмигранный шатер, который поддерживают четыре колонны. Большая часть убранства была создана из русской алтайской и уральской яшмы; балюстрада, вазоны и каменные цветы на шатре - из уральского родонита.




Под сенью сохранена решётка Екатерининского канала, часть тротуара и булыжной мостовой - место, где упал смертельно раненый император.




Иконостас храма является шедевром камнерезного искусства. Он был выполнен в Генуе по эскизам А. А. Парланда из итальянского мрамора. Мрамор тонко подобран по цвету, темные тона нижней части переходят в светлые наверху. Создается ощущение легкости и возвышения.




Орнаментика архитектурных деталей пронизана символами, рожденными представлениями о вечном Эдеме, растительные узоры напоминают о райском саде. Три больших кокошника венчают иконостас, над ними пока не установлены кресты, утраченные в советское время. Кресты украшали граненые кристаллы хрусталя и сейчас планируется их воссоздание.




Снизу он красно-коричневый с разноцветными прожилками, выше он постепенно светлеет, плавно переходя в охристо-желтый, наверху становится почти белым. Ажурная резьба иконостаса напоминает резьбу по дереву и поражает виртуозностью и разнообразием.




В центре иконостаса находятся царские врата - из серебра на металлическом каркасе, с эмалевыми украшениями по золотому фону и с эмалевыми же изображениями 4 Евангелистов и Благовещения. В советское время их великолепное убранство было полностью утрачено. Их недавно воссоздали и вернули на свое место.




Слева и справа от алтаря боковые нефы собора завершаются двумя большими каменными киотами Южный и Северный), отделяющими клиросы от основного объема здания. В Спасе на Крови киоты представляют собой сплошную стенку, выполненную из резного камня.
В них находятся наиболее почитаемые иконы.







Киоты выполнены мастерами Екатеринбургской гранильной и Колыванской шлифовальной фабрик из розового родонита, коргонского порфира, ревневской, орской и аушкульской яшм.







Они орнаментированы резьбой из уральской яшмы




В своде главного барабана - лик Христа Пантократора, что в переводе с греческого означает Вседержитель. Господь на мозаике изображен оплечно, с руками поднятыми в благословляющем жесте. Евангелие перед ним раскрыто на словах «МИР ВАМ». Обрамляют лик Спасителя образы Серафимов и Херувимов. Их сомкнутые крылья создают изящный узор. Композиция образа схематична, решена широко и декоративно. Цвет положен не более чем в двух оттенках. Силуэт Спасителя выделяется на темно-синем фоне. Лик Господа с огромными темными глазами, необыкновенно выразителен и напоминает византийские образцы.




Мозаика северо-западного купола "Богоматерь"




Мозаика северо-восточного купола "Спас Благое Молчание", здесь изображение Христа в ангельском чине, до воплощения (то есть до прихода к людям), в виде безбородого юноши с крыльями за спиной




Мозаика юго-восточного купола "Спас Эммануил" представляет Христа в отроческом возрасте




Мозаика юго-западного купола "Иоанн Креститель"




Орнаментика храма проникнута христианской символикой. Стебли и листья, цветы и бутоны создают ощущение светлой радости и надежды на Воскресение, что как нельзя лучше соответствует названию храма.




Над каждым входом храма расположены врата венчающиеся иконами святых
















Свод притвора







Нижняя часть пилонов храма облицована украинским камнем - черным лабрадоритом. Он обладает уникальным свойством иризации - радужного свечения, идущего словно бы из глубины камня.




Нижняя часть стен внутри храма облицована на высоту 2,5 метра зелёным калабрийским мрамором Verde di Calabria, из него же выполнены солея иконостаса и резные скамьи вдоль стен. По другим данным, это не мрамор, а итальянский серпентинит, который был заготовлен в Неаполе в 1905 году







Продолжение здесь: Собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в Санкт-Петербурге (внутреннее убранство)

искусство, #рассказ, церковь, экскурсия, музей, история, #дизайны, #искусство, #лепнина, #украшение, нравится, достопримечательность, интерьер, #архитектура, #религия, узор, #путешествие, храм, #музей, #творчество, творчество, #достопримечательность, дизайны, религия, #Россия, #храм, путешествие, #экскурсия, архитектура, памятник, #нравится, лепнина, #памятник, #Петербург, #церковь, украшение, Петербург, #история, #интерьер, Россия, рассказ, #узор

Previous post Next post
Up