Храм во имя Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, получивший в народе название «Спас на Крови» - это мемориальный храм, возведенный в память о трагической кончине императора Александра II.
Собор Воскресения Христова был торжественно заложен 6 октября 1883 года в присутствии митрополита Исидора и царской четы: императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Первый камень положил лично император Александр III.
Крест, высота которого составляет 4,5 метра, был торжественно водружен на центральную главу церкви Спаса на крови в Санкт-Петербурге в 1897 году, после чего митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий сразу же совершил отдельный молебен, освятив его. После этого строительство продолжалось еще десять лет, которые заняли преимущественно отделочные работы и укладка мозаики. В общей сложности собор строился 24 года.
![](https://ic.wampi.ru/2021/10/01/IMG_0842.jpg)
Спас на крови, возведенный на месте убийства императора Александра II, был торжественно освящен 19 августа 1907 года по старому стилю. На освящении присутствовал последний российский император Николай II и императрица Александра Федоровна. Сразу же после освящения, в полдень, была отслужена первая торжественная литургия.
Храм вмещал в себя около 1600 молящихся, и средства на его содержание выделяло государство.
Интерьер собора имеет неповторимый облик - это удивительное сочетание мозаичного и каменного убранства.
Прямо под колокольней Собора Воскресения Христова находится место убийства Александра II - фрагментом набережной, выделенным шатровой яшмовой сенью.
![](https://ic.wampi.ru/2021/10/01/IMG_9974.jpg)
Сень, вырезанная русскими мастерами камнерезами, представляет собой восьмигранный шатер, который поддерживают четыре колонны. Большая часть убранства была создана из русской алтайской и уральской яшмы; балюстрада, вазоны и каменные цветы на шатре - из уральского родонита.
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/01/IMG_0010.jpg)
Под сенью сохранена решётка Екатерининского канала, часть тротуара и булыжной мостовой - место, где упал смертельно раненый император.
![](https://ic.wampi.ru/2021/10/01/IMG_9951.jpg)
Иконостас храма является шедевром камнерезного искусства. Он был выполнен в Генуе по эскизам А. А. Парланда из итальянского мрамора. Мрамор тонко подобран по цвету, темные тона нижней части переходят в светлые наверху. Создается ощущение легкости и возвышения.
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/01/IMG_9977.jpg)
Орнаментика архитектурных деталей пронизана символами, рожденными представлениями о вечном Эдеме, растительные узоры напоминают о райском саде. Три больших кокошника венчают иконостас, над ними пока не установлены кресты, утраченные в советское время. Кресты украшали граненые кристаллы хрусталя и сейчас планируется их воссоздание.
![](https://ic.wampi.ru/2021/10/01/IMG_9942.jpg)
Снизу он красно-коричневый с разноцветными прожилками, выше он постепенно светлеет, плавно переходя в охристо-желтый, наверху становится почти белым. Ажурная резьба иконостаса напоминает резьбу по дереву и поражает виртуозностью и разнообразием.
![](https://ic.wampi.ru/2021/10/01/IMG_9963.jpg)
В центре иконостаса находятся царские врата - из серебра на металлическом каркасе, с эмалевыми украшениями по золотому фону и с эмалевыми же изображениями 4 Евангелистов и Благовещения. В советское время их великолепное убранство было полностью утрачено. Их недавно воссоздали и вернули на свое место.
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/01/IMG_9960.jpg)
Слева и справа от алтаря боковые нефы собора завершаются двумя большими каменными киотами Южный и Северный), отделяющими клиросы от основного объема здания. В Спасе на Крови киоты представляют собой сплошную стенку, выполненную из резного камня.
В них находятся наиболее почитаемые иконы.
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/01/IMG_9943.jpg)
![](https://ic.wampi.ru/2021/10/01/IMG_9944.jpg)
Киоты выполнены мастерами Екатеринбургской гранильной и Колыванской шлифовальной фабрик из розового родонита, коргонского порфира, ревневской, орской и аушкульской яшм.
![](https://ic.wampi.ru/2021/10/01/IMG_9967.jpg)
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/01/IMG_9969.jpg)
Они орнаментированы резьбой из уральской яшмы
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/01/IMG_9964.jpg)
В своде главного барабана - лик Христа Пантократора, что в переводе с греческого означает Вседержитель. Господь на мозаике изображен оплечно, с руками поднятыми в благословляющем жесте. Евангелие перед ним раскрыто на словах «МИР ВАМ». Обрамляют лик Спасителя образы Серафимов и Херувимов. Их сомкнутые крылья создают изящный узор. Композиция образа схематична, решена широко и декоративно. Цвет положен не более чем в двух оттенках. Силуэт Спасителя выделяется на темно-синем фоне. Лик Господа с огромными темными глазами, необыкновенно выразителен и напоминает византийские образцы.
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/01/IMG_9946.jpg)
Мозаика северо-западного купола "Богоматерь"
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/01/IMG_9958.jpg)
Мозаика северо-восточного купола "Спас Благое Молчание", здесь изображение Христа в ангельском чине, до воплощения (то есть до прихода к людям), в виде безбородого юноши с крыльями за спиной
![](https://ic.wampi.ru/2021/10/01/IMG_9959.jpg)
Мозаика юго-восточного купола "Спас Эммануил" представляет Христа в отроческом возрасте
![](https://ic.wampi.ru/2021/10/01/IMG_9961.jpg)
Мозаика юго-западного купола "Иоанн Креститель"
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/01/IMG_9962.jpg)
Орнаментика храма проникнута христианской символикой. Стебли и листья, цветы и бутоны создают ощущение светлой радости и надежды на Воскресение, что как нельзя лучше соответствует названию храма.
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/01/IMG_0013.jpg)
Над каждым входом храма расположены врата венчающиеся иконами святых
![](https://ic.wampi.ru/2021/10/01/IMG_0009.jpg)
![](https://ic.wampi.ru/2021/10/01/IMG_0011.jpg)
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/01/IMG_9930.jpg)
![](https://ic.wampi.ru/2021/10/01/IMG_9932.jpg)
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/01/IMG_9934.jpg)
Свод притвора
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/01/IMG_9940.jpg)
![](https://ic.wampi.ru/2021/10/01/IMG_9997.jpg)
Нижняя часть пилонов храма облицована украинским камнем - черным лабрадоритом. Он обладает уникальным свойством иризации - радужного свечения, идущего словно бы из глубины камня.
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/01/IMG_9977.jpg)
Нижняя часть стен внутри храма облицована на высоту 2,5 метра зелёным калабрийским мрамором Verde di Calabria, из него же выполнены солея иконостаса и резные скамьи вдоль стен. По другим данным, это не мрамор, а итальянский серпентинит, который был заготовлен в Неаполе в 1905 году
![](https://ic.wampi.ru/2021/10/01/IMG_9989-0.jpg)
![](https://ia.wampi.ru/2021/10/01/IMG_0841.jpg)
Продолжение здесь:
Собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в Санкт-Петербурге (внутреннее убранство)