Экскурсия по залам музея-усадьбы Владимира Набокова в Рождествено

Sep 10, 2020 09:24

Музей-усадьба «Рождествено», Официальный сайт музея-усадьбы "Рождествено", связанная с писателем Владимиром Владимировичем Набоковым, находится в одноименном селе в Ленинградской области. Это тот самый дом Набокова, про который он пишет в “Других берегах”, “Подвиге”, “Машеньке” и в других книгах.
Усадебный дом является уникальным памятником архитектуры, это «деревянный дворец», выполненный в стиле позднего классицизма - ампир.
Украшением главного фасада являются широкая парадная лестница и лоджия с колоннами. И, конечно, бельведер - неизменный элемент архитектуры усадебного дома конца XVIII века.




Все четыре фасада дома - парадные, три из которых украшены портиками с колоннами ионического ордера, соединяющими оба этажа.




С балкона, на который можно выйти прямо из зала, открывается восхитительный вид на реку Оредеж и село Рождествено.




Сейчас в усадебном доме располагается экспозиция, рассказывающая об истории села, судьбе владельцев усадьбы, о жизни и творчестве Набокова.
Сначала история усадебного дома:
Своим появлением усадебный дом в селе Рождествено обязан императрице Екатерине II, по указу которой, в 1780 году село Рождествено получило статус уездного города. По утвержденному плану застройки города был построен каменный собор во имя Вознесения Господня, здание для «присутственных мест» и дом для городничего. Но вступивший на престол Павел I отдал статус уездного города Гатчине. Указом от 26 февраля 1797 года Рождествено было пожаловано «в вечное и потомственное владение» надворному советнику Николаю Ефремовичу Ефремову. На основании этого указа, 16 сентября 1797 года строения «присутственных мест» и дом городничего были также отданы ему.




С переходом усадьбы в частные руки началось формирование усадебного комплекса. Семья первых хозяев - Николай Ефремович Ефремов (надворный советник, правитель канцелярии графа А. А. Безбородко) и его жена Ольга Дмитриевна (до замужества Каратыгина, балерина Эрмитажного театра), а затем и их внуки, владели усадьбой до 1857 года.
С 1857 до 1872 года дом принадлежал Юлии Дмитриевне Манухиной, далее ее мужу Николаю Николаевичу.
С 1872 по 1878 года усадьба принадлежала рижскому купцу I гильдии Карлу Яковлевичу Бушу.
После Бушей владельцем усадьбы стал коллежский асессор Владимир Федорович Дмитриев, а с 25 октября 1879 года перешла по наследству его вдове и сыновьям.
В 1890 году имение покупает Иван Васильевич Рукавишников. К этому времени Рукавишниковым принадлежала еще одна усадьба на другом берегу реки, приобретенная в 1872 г. Ольгой Николаевной (женой Ивана Васильевича Рукавишникова) - «Наша Выра».
Иван Васильевич Рукавишников - действительный статский советник, золотопромышленник, ему принадлежал контрольный пакет акций Ленских золотоносных приисков, состояние оценивалось в миллион рублей золотом, а его жена Ольга Николаевна - дочь президента Санкт-Петербургской медико-хирургической академии Николая Илларионовича Козлова.
Период владения усадьбой Рукавишниковыми был ознаменован расцветом усадебного комплекса - окончательно сформирована территория парка - разбит теннисный корт, построены оранжереи и теплицы, парковые аллеи украшены скульптурами и беседками, был сделан ремонт самого здания.




В 1901 году умирает И. В. Рукавишников, а чуть позднее и его жена. Дом по наследству переходит их сыну - Василию (а соседняя усадьба Выра еще в 1896 г. была отдана дочери Елене в приданое). Василий, живущий в основном заграницей (в Италии), и много путешествующий, наполнил дом множеством сувениров и удивительных вещей из разных уголков мира, в главном зале даже расположились египетский саркофаг и орган.
В двух километрах от села Рождествено, в соседней деревне Батово находилась еще одна усадьба, имевшая отношение к появлению на свет великого писателя Владимира Набокова. Она принадлежала его дедушке и бабушке - Дмитрию Николаевичу Набокову (занимавшему при Александре II и его сыне Александре III пост министра юстиции) и его жене Марии Фердинандовне (урожденной баронессе фон Корф).
Владимир Дмитриевич - будущий отец писателя, был шестым ребенком в семье Набоковых. Получил прекрасное образование, сначала домашнее до тринадцати лет - его учили французские и английские гувернантки, затем их сменили русские и немецкие учителя, в 1887 году он с отличием окончил лучшую по тем временам Третью Петербургскую гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета, который Владимир Дмитриевич окончил также с отличием в январе 1892 года (кафедра уголовного права).
Очень немного известно об ухаживании Владимира Дмитриевича за Еленой Ивановной Рукавишникова. Впервые родители писателя встретились на рыбалке. А вот предложение Владимир Дмитриевич сделал Елене Ивановне на велосипедной прогулке по дороге, круто поднимавшейся из нашей Выры в деревню Грязно. 14 ноября 1897 года они обвенчались, а в 1899 году в их семье родился первенец и любимец, сын Владимир Владимирович Набоков.
В 1916 году, когда умирает дядя Набокова по линии матери - Василий Рукавишников - усадьба по завещанию переходит любимому племяннику Василия - Владимиру Владимировичу Набокову.




Владеть усадьбой, будущему писателю, пришлось не долго. Прогремевшая в 1917 году революция заставила семью Набоковых покинуть Россию.
После отъезда хозяев здание было национализировано, затем в нем разместили общежитие для студентов ветеринарного техникума, который в свою очередь располагался в здании усадьбы в Вырской мызе.
Во время Великой Отечественной войны в усадьбе расположилась немецкая инженерная часть. А в послевоенные годы дом переоборудовали под школу. В 1972 году школа переехала в новое здание, и в 1974 году в особняке появилась первая экспозиция краеведческого музея.
Музей в Рождествено открылся в 1957 году к 40-летию Октябрьской революции, когда в местной библиотеке была открыта выставка «Прошлое и настоящее села Рождествено». Местные жители, посетившие выставку, подарили музею множество старинных предметов, сохранившихся в их семьях. В 1959 году музею выделили собственное помещение в здании дома культуры, где он и располагался до переезда в усадебный дом.
2 февраля 1988 года музей получил новое название «Рождественский историко-литературный и мемориальный музей В.Набокова», став филиалом дирекции объединения музеев Ленинградской области. В музее появилась экспозиция, посвященная тогда почти еще никому не известному писателю В.В. Набокову, а также выставка о Великой Отечественной войне.
В 1994 году началась активная подготовка к реставрации здания усадьбы. Но 10 апреля 1995 году произошел страшный пожар, и лишь благодаря вере и золотым рукам директора музея Александра Александровича Семочкина, работе бригады реставраторов, состоящей из местных жителей, помощи людей небезразличных к историческим ценностям, дом был восстановлен.
Ниже на фото коллекция дорожных чемоданов переданная музею.




Внутренняя планировка дома придает постройке городского назначения черты загородного особняка. Все помещения в доме условно можно разделить на три группы: парадные, к которым относятся двусветный зал и гостиные; жилые, которые располагались на втором этаже дома, куда можно попасть по красивой деревянной лестнице из вестибюля; и служебные, отличающиеся высотой потолков и отделкой - расположены на первом и в цокольном этажах.
Старинный рояль, кресло и ракетка из усадьбы Батово




На стенах можно увидеть портреты и фотографии членов семьи, узнать интересные факты из их биографии.
На стендах фотографии родителей отца Владимира Набокова - мать баронесса фон Корф и отец Дмитрий Николаевич Набоков (1826 - 1904), министр юстиции императора Александра III. Родители матери Ольга Николаевна и Иван Васильевич Руковишниковы, сибирские золотопромышленники. Родители Набокова - Владимир Дмитриевич (он погиб 1922 году в Берлине, заслоняя от пули Петра Милюкова) и Елена Ивановна. Родители Набокова и фотография с их помолвки. И сам Владимир Набоков с женой Верой Слоним.




Фотоархив семьи Рукавишниковых дошел до наших времен. Он был кропотливо собран в последние десятилетия. На фото мы видим теннисный корт в усадьбе, катание на велосипедах по парковым дорожкам, семейные посиделки и сборы грибов-ягод.
Фотоархив это настоящая гордость музея, он насчитывает более 3000 предметов.
Наиболее ценными, являются:
- фотографии из семейного альбома Набоковых;
- фотографии Чикинского медеплавильного завода;
- фотографии Сиверской и ее окрестностей;
- фотографии, связанные с историей села Рождествено и семьей Рукавишниковых-Набоковых.
Фотографии конца 19 - начала 20 веков.




Некоторые их личные вещи размещены в информационных стендах.










При пожаре сгорели практически все экспонаты.




Многое из того что находится в музее привозили в дар местные жители.




Большой двусветный зал - главная парадная комната в доме. С двумя ярусами окон и обходной галереей в центре дома предназначался для торжественных приемов и балов. Рисунок пола  - в виде шахматной доски. В центре изображение многоконечной звезды, повторяющий рисунок пола в гостиных некоторых дворцов Санкт-Петербурга.
На стенах зала, на фотографиях, можно увидеть как выглядел двусветный зал в самом начале ХХ века, а также семейные фотографии Набоковых, сделанные в усадьбе.
Сейчас двусветный зал используется в качестве выставочного зала, для размещения временных выставок; здесь под звуки старинного рояля проходят литературные и музыкальные вечера, концерты, спектакли и Новогодние елки.




Главное украшение двусветного зала - большая двухъярусная люстра с 56 плафонами.
Люстру тоже восстанавливали. Весит она 400 кг.




В бывшей столовой расположена выставка рассказывающая о жизни и творчестве писателя Владимира Набокова. Здесь можно узнать о его жизни в эмиграции, творческом пути и увлечениях.




На отдельных стендах представлены истории создания произведений писателя
















В экспозиции есть несколько подлинных вещей, принадлежавших Набокову и его семье.




Владимир Набоков, обладал синестезией. Это такое явление восприятия при котором человек не только слышит звуки, но и видит их, не только осязает предмет, но и чувствует его вкус, а каждые буквы видит в своем цвете.










В феврале 1925 года Владимир Набоков впервые использовал термин «крестословица» для обозначения кроссвордов, которые он составлял для приложения к берлинской газете «Руль».




Фотографии из семейного альбома писателя




Набоков профессионально занимался энтомологией. Он внёс весомый вклад в лепидоптерологию (раздел энтомологии, посвящённый чешуекрылым), открыв много новых видов насекомых. В его честь и именами героев его произведений были названы свыше 30 видов бабочек (в том числе Madeleinea lolita) и род бабочек Nabokovia.




Основную часть коллекции бабочек, собранной Набоковым в 1940-1950-e годы - 4324 экземпляра - после смерти писателя его жена подарила университету Лозанны. Часть коллекции бабочек, находившаяся в Музее сравнительной зоологии Гарвардского университета (США), была подарена Музею Набокова.




На этой карте отмечены места, которые посещал Владимир Набоков




Владимир Набоков серьёзно увлекался шахматами.




Он был достаточно сильным практическим игроком и опубликовал ряд интересных шахматных задач.




После того, как столовая становится в один ряд с самыми парадными помещениями дворянской усадьбы, ее начинают особым образом украшать. Стены этой светлой залы обычно украшались росписями и масляными живописными полотнами.
Кроме натюрмортов здесь часто располагали картины на исторические темы или фамильные портреты, что еще больше подчеркивало парадность помещения.
Мебели в столовых старались ставить как можно меньше - только ту, что была необходима. Стулья были, как правило, очень простые, так как основным требованием к ним было удобство - обеды подчас длились весьма долго. Столы же постоянно вообще могли не стоять. Их часто делали раздвижными и выносили лишь во время обеда в зависимости от количества гостей.




В массивных дубовых буфетах хранили ценные для семьи предметы: хрустальные, серебряные, фарфоровые сервизы, дорогие скатерти, которые собирались целыми поколениями.
Интересная история этого буфета. Его отдала музею женщина, которая навещает его каждый год. А если не может приехать, то пишет буфету письмо.




Буфет сохранившийся до наших дней. Конец 19 века. Дуб, мрамор. Поступил в дар музею в 2010 году




Если серебро показывало богатство семьи, то хрусталь и фарфор показывали ее утонченность.










Среди интересных экспонатов музея - кухонный ледник. Это кухонный шкаф, но с отделением для льда и с тепловой изоляцией, с поддоном и трубкой для слива воды, предок современного холодильника. Ледники просуществовали до 1950-х годов, и первые домашние холодильники строились по их образу и подобию. Лед же заготавливали на реках и озерах, а часто отправлялись за ним на север.




Обычно в усадебных домах кухня располагалась в отдельном помещении на территории усадьбы, отличительной же особенностью этого дома является расположение кухни в его цокольном этаже. Кухня закрывалась большой массивной дверью, чтобы запахи не поднимались наверх и не тревожили хозяев. Спуск виден справа на фотографии.




Кухня уже восстановлена, все представленные в ней предметы подлинные, из обихода того времени. Спустившись вниз по лестнице можно ее посмотреть.
Здесь готовились блюда и для званых ужинов, и обычных семейных обедов. В приготовлении блюд руководствовались временем года, православным календарем, и в меньшей степени, пристрастиями обитателей.
Главный кухонный предмет - это плита. Топка находится с правой стороны, с торца, духовка - спереди. У плиты большая варочная поверхность, поверхность для подогрева и котел для воды. Над плитой находится вытяжка, для того чтоб запахи не так сильно проникали в дом.




На кухонной плите также грели утюжки.
Большими и тяжелыми гладили большие льняные скатерти, средними одежду




Маленькими гладили воротнички или кружево




Вся кухонная утварь была медная, на длинных ручках, очень удобная




Здесь же представлены самовары и кофейник, которые нагревался углем




Весы и кастрюля-пароварка







Вафельница










Сундук для муки и крупы и бочка для солений










Много лет спустя Набоков вспоминает: «..очаровательный, необыкновенный дом» и без труда восстанавливает в памяти «…общее ощущение и подробности его в памяти: шашечницу мраморного пола в прохладной и звучной зале, небесный сверху свет, белые галерейки, саркофаг в одном углу гостиной, орган в другом, яркий запах тепличных цветов повсюду…»


#достопримечательность, Рождествено, выставка, #Рождествено, музей, архитектура, #Ленинградская область, история, #фото, #отдых, #выставка, Ленинградская область, фото, достопримечательность, #история, отдых, #архитектура, #путешествие, #музей, Россия

Previous post Next post
Up