Мавзолей Супругу - Благодетелю в Павловском парке

Oct 25, 2018 07:16

После того, как императора Павла I задушили, его жена с детьми жили в Павловске. Вдовствующая императрица Мария Федоровна пожелала увековечить память об убиенном муже. Она решила установить ему архитектурный монумент, заказав проекты памятника сразу нескольким архитекторам. Был объявлен конкурс на лучший проект, и победителем стал выходец из Франции Ж. Тома де Томон в содружестве с известным скульптором И.П. Мартосом. В 1805 году его работа была утверждена. В основу проекта был положен мотив фасада надгробия Софии Доротеи, покойной матери Марии Федоровны, которая была похоронена в Шарлоттенбурге.




Летом 1805 года мастером каменных дел К. Висконти, в одном из дальних, уединенных и труднодоступных участков Новой Сильвии, была осуществлена закладка Мавзолея. Его разместили в самой глубине Павловского парка, на высоком берегу оврага. Место выбрано не случайно, оно показывает, что здесь не увеселительная площадка, а место скорби по ушедшим из мира сего, так там темно и одиноко. Попадая сюда, человек забывает о суете будней и задумывается о вечности, о жизни и смерти.
Через пять лет, в 1810 году Мавзолей был тожественно открыт. Здание построено в виде древнеримского храма-простиля. Величественное здание из песчаника высится на гранитном подиуме с широкими ступенями. Вокруг Мавзолея были посажены высокие ели, что еще более подчеркнуло траурный характер сооружения. Живым языком камня удалось создать проникновенный образ безграничной скорби, многократно усиленной вековым сумрачным лесом, из глубины которого вдруг возникают, постепенно усиливая ощущения печали.
Центральный фасад Мавзолея, поставленного над оврагом, хорошо виден с центральной дорожки Новой Сильвии, но подойти к нему можно лишь по узкой дорожке, пройдя через траурные чугунные ворота, обогнув Мавзолей, и таким образом полностью обозрев памятник.




Так же сурово решено внутреннее помещение. Голые стены и на фоне задней стены располагается мемориальное сооружение или кенотаф, что означает ложное надгробие, которое выполнил знаменитый зодчий И.П. Мартос в 1809 году. Рассмотреть монумент вблизи нет никакой возможности - вход преграждает решетчатые двери-ворота.




На пьедестале коленопреклоненная плакальщица в короне и античных одеждах, которая в безутешном горе склонилась перед урной с прахом любимого ей человека.




Фигура не напоминает Марию Федоровну, просто ваятель выразил скорбь всех людей, потерявших своих близких.




Высокий пьедестал, украшен рельефом с изображением осиротевшего и скорбящего семейства Павла I. В композиции можно увидеть изображения детей умершего.




Монумент находится на фоне гранитной пирамиды, украшенном мраморным барельефом Павла I в лавровом венке.




Над монументом можно увидеть плачущих ангелов




Четырехколонный гранитный портик поддерживает треугольный фронтон на всю ширину Мавзолея, в глубоком тимпане которого ничего, кроме лаконичных слов посвящения: «Супругу-благодетелю». Во фризе изображены трагические, плачущие маски.




На противоположной стороне - слова: «Павлу I Императору и Самодержцу Всероссийскому. Родившемуся сентября 20-го дня 1754 года. Скончавшемуся марта 11-го дня 1801 года»




С «Мавзолеем Павла» в Павловске связана одна драматическая легенда, полную достоверность которой можно легко опровергнуть простым сопоставлением некоторых дат и чисел. Если верить фольклору, в строительстве Мавзолея принимал некоторое участие главный архитектор Павловского парка Андрей Никифорович Воронихин. И однажды, будто бы находясь на строительстве, 54-летний, полный творческих сил архитектор умер. Обстоятельства его смерти неизвестны, одни говорили, что с ним случился удар, другие утверждали, что он совершил самоубийство. Но все подчеркивали, что случилась эта трагедия не где-нибудь, а именно в «Мавзолее».




Мавзолей Павла (первоначальное название Храм Павла I или Памятник Павлу I), относительно недавно получил название "Мавзолей Супругу-благодетелю". Он является архитектурной доминантой района Новой Сильвии.
Эмоциональное воздействие Мавзолея наиболее ярко отразил В.А.Жуковский в элегии «Славянка»:

…И вдруг пустынный храм в дичи передо мной;
Заглохшая тропа; кругом кусты седые;
Между багряных лип чернеет дуб густой
И дремлют ели гробовые.

Воспоминанье здесь унылое живет;
Здесь, к урне преклонясь задумчивой главою,
Оно беседует о том, чего уж нет,
С неизменяющей Мечтою.

Все к размышленью здесь влечет невольно нас;
Все в душу томное уныние вселяет;
Как будто здесь она из гроба важный глас
Давно минувшего внимает.

Сей храм, сей темный свод, сей тихий мавзолей,
Сей факел гаснущий и долу обращенный,
Все здесь свидетель нам, сколь блага наших дней,
Сколь все величия мгновенны.

И нечувствительно с превратности мечтой
Дружится здесь мечта бессмертия и славы:
Сей витязь, на руку склонившийся главой;
Сей громоносец двоеглавый,

Под шуйцей твердою седящий на щите;
Сия печальная семья кругом царицы;
Сии небесные друзья на высоте,
Младые спутники денницы...

О! сколь они, в виду сей урны гробовой,
Для унывающей души красноречивы:
Тоскуя ль полетит она за край земной -
Там все утраченные живы;…

#достопримечательность, #Павловск, путешествие, архитектура, памятник, Павловск, парк, #парк, #памятник, Ленинградская область, достопримечательность, скульптура, #архитектура, #путешествие, #скульптура, Россия

Previous post Next post
Up