Когда в «филькиной грамоте» поменяется имя?

Nov 14, 2023 21:13

Призыв «надо понимать» слышится очень часто, видимо есть проблемы с «надопониманием». Из относительно свежего: «Депутаты Госдумы на пленарном заседании одобрили во втором чтении поправки в закон о пчеловодстве. Однако из предлагаемых поправок убрали определение слова «мед» и порядок признания его фальсифицированной продукцией». Хитро, ведь по толковым словарям мёд не обязательно «сладкая сиропообразная густая жидкость, вырабатываемая пчёлами», но и «алкогольный напиток, изготавливаемый путём брожения из мёда». А кто там в итоге сфальсифицирует - "пчёлы-выработодатели" или "люди-изготовители", дело ясное, что дело тёмное.

Зато продолжает совершенствоваться выборное законодательство (хотя, казалось бы, лучше уже некуда), чтоб с задоринкой, но без сучков. Вот недавно миновал триединый день голосования, так почему три дня-то (и это при наличии ДЭГ)? Ковид, против которого всё и затевалось? Как же тогда понимать главу Роспотребнадзора Попову: «мы не требуем и не предлагаем иммунизироваться от ковида в этом сезоне». Порадовала, конечно, но три дня тогда зачем, если ковид вроде не особо и угрожает?

Отличие юридических законов от законов физики в том, что последние действуют даже на тех, у кого есть власть и деньги. По основной версии «филькина грамота» - от 1568 года, когда митрополит Филипп сделал в Новодевичьем монастыре замечание опричнику из свиты Ивана Грозного за неуместный головной убор, ношение которого не допускалось правилами православной церкви. Царь выбесился, почёл за личный вызов («провокация»!) и удалился...


Естественно, Филиппу потом оказалось не сладко, попал под дознание о «порочной жизни» (правда, не все из коллег согласились с его «пагубностью», епископ Пафнутий отказался подписывать выводы «следственной комиссии»). Тем не менее, митрополит не успокоился, а продолжал докучать Васильевичу посланиями с призывом «одуматься» и покончить с опричниной. Четвёртый - гневался, брезгливо именуя те письма  «филькиными грамотами» - бумажками, не имеющими никакого значения и, в конце концов, Малюта Скуратов задушил непреклонного старца.

Через каких-нибудь 90 лет Филипп будет признан святым мучеником и канонизирован. Причём в крёстном ходе в его честь примет участие царь Алексей из Романовых, продемонстрировав своё отношение  к некоторым былым «забавам» Рюриковича. Поэтому в данном контексте уничижительность выражения «филькина грамота» восходит совсем не к тем устам, которые несли (чего только не несли!) истинные трактовки. То есть, в том числе и по православным канонам, ведь именно в  «филькиных грамотах» содержалась суть, учитывая дальнейшее причисление к лику святых и воздвижение храма святого Филиппа в Мещанской слободе.

Впрочем, имеются и другие кончики данного этимологически-исторического клубочка - уже от 1861 года, от знаменитого Манифеста про отмену крепостного права. Труд эпохальный, куда многие внесли свои «5 копеек», но полностью текст был составлен товарищем министра внутренних дел («заместителем» по-нынешнему) Н. А. Милютиным и философом-публицистом Ю. Ф. Самариным. Александр II прочёл черновик и повелел московскому митрополиту Филарету … переделать набело, а именно - внести побольше высшей авторитетности, апелляции к Богу. Уменьшительное от Филарета (ласкательное, либо презрительное) - Филя.

Увы, но даже самая «идеальная идея» при всей её трансцендентной поддержке, воплощается с «эксцессами исполнителей». Проще выражаясь, Манифест оказался «не понят» большинством тогдашнего населения (хоть дворянами, хоть крестьянами) ни по форме, ни по содержанию. Что за «филькина грамота»? - досталось и крайнему редактору императорского документа митрополиту Филарету. «Мужики ни слова не поймут, а мы, ни слову не поверим», - писал "патриот" Лев Толстой "либералу" Александру Герцену.

Толстой (не тот, который «дальний родственник») здесь весьма, кстати, пригодится чуть позже.  Для того, чтобы «поверить» (и при светском, и при религиозном складе мышления) необходимы не только время, процедура, церемониал, но и обязательно логика, пусть даже своеобразная (мистическая, либо рациональная), а также дискурсивность - в значении «обоснования». И, естественно, надобно и сами буквы «понимать».

Согласно исследованию специалистов, медианное значение «Индекса синтактической сложности нормативных правовых актов Российской Федерации» - 40 баллов. Индекс «Анны Карениной» Толстого - 16 баллов. «Критика чистого разума» Канта - 48 баллов. Показатель определяли по следующим критериям: доля глаголов от общего числа слов; отношение количества слов, зависимых от существительного - к совокупности существительных всего текста; количество слов между двумя зависимыми словами; количество слов в одном абзаце; количество причастных оборотов на одно предложение; количество слов в одном предложении; количество предикативных ядер (подлежащее плюс сказуемое) в одном предложении.

Можно рассчитать и по другим параметрам, но лучше вникать в сами первоисточники закононного творчества, пытаясь за чащей сухостоя (не путать с валежником) разглядеть лес. К возражениям, вроде «особый юридический язык», «им лучше знать», «а вы в курсе, что в США» готов попунктно. Например: в америках Тайсон с Бьёнсе конституцию не поправляли; «юридический язык» не произвольная генерация слов и не исключает хотя бы математической логики, 2Х2 не равно 0 (доказано столетиями). А то, что «знать лучше», так ведь она (Знать) эти юридические буквы и сочиняет (ох, уж эта многозначность и расплывчатость терминологических формулировок с неуточнённым смыслом).

Осмелюсь предположить, что многое из принятого в спешке, уже в недалёком будущем откатится, как минимум, к предыдущим версиям. И - возможно, в «филькиной грамоте» поменяется имя

закон, обман, история, общество, политика, Россия, власть

Previous post Next post
Up