Первое, с чем сталкивается любой турист, приезжающий на Мальту - это, конечно, транспорт. Всех волнует один и тот же вопрос: как добираться из одной точки в другую на острове размером с Москву (примерно 23х15 киломеров), на котором нет ни метро, ни железных дорог, ни трамваев. Отсутствие практичных и удобных видов транспорта, на которых не надо вступать в объяснения на неизвестном языке с водителем и пассажирами, многих вводит в ступор.
Признаться, меня это тоже слегка волновало, хотя я и знал, что остров англоязычный (условно, как все бывшие колонии Великобритании) и небольшой (при случае можно дойти пешком). Кстати, идея ходить пешком оказалась в корне ошибочной, и позже я объясню, почему.
Страхи оказались преувеличены. Еще дома я обнаружил отчеты путешественников, рассказывавших об ужасах или восхищении от мальтийского общественного транпорта, автобусов и такси. Такси отметалось сразу по причине дороговизны. Оставался автобус. Про него было известно, что это медленный, ненадежный и некомфортный транспорт, парк составлен из старых английских машин, напоминавших "джипни" на Филиппинах или автораритеты на Кубе. Т е это хоть и рай для любителей автоэкзотики, но ад для простого туриста.
К счастью, это остались в прошлом. Еще с 2010 года весь старый автопарк Мальты заменен современными быстроходными и комфортными автобусами, а старье отправлено на свалку или в музеи. Теперь автобусов "Лиланд", о которых столько ходило легенд, вы тут не встретите. Еще говорилось о несоблюдении автобусами расписания. И, возможно, это и так на промежуточных остановках, но от конечных, и от автовокзала Валетты они отходили строго по расписанию.
Само расписание, сеть маршрутов и описание системы проездных можно выяснить
здесь. От себя добавлю, что наиболее удобным для туриста, если вы живете тут не меньше недели и собираетесь объездить по возможности все, является 7-дневная проездная магнитная карта. Она быстро себя окупает. Пользоваться проездным легко: достаточно при входе у водителя приложить ее к пульту, валидатор прочтет ее и пропустит вас. Купить ее можно вместе с схемой маршрутов и расписанием можно на автовокзалах и прямо в мальтийском аэропорту Луга, киоск "Мальтийского общественного транспорта" находится прямо напротив дверей выхода из зала прилетов и работает без перерыва. Есть и другие виды проездных, и с ними можно познакомиться на том же транспортном сайте.
Что касается языкового барьера, то мальтийский язык и правда, оказался совершенно непереводимым, состоящим из смеси арабских, итальянских, латинских, и еще Бог знает каких выражений (наследие причудливой истории Мальты), но при этом все надписи дублируются всегда на английский, а в автобусах названия очередных остановок высвечиваются на табло в салонах и параллельно озвучиваются диктором. Свою не проедете.
Один из известных минусов является то, что большинство маршрутов автобусов завязано на центральный автовокзал Валетты. Это настоящий муравейник из снующих между машинами пассажиров перех главными воротами в город. То есть если вам надо из одной точки острова добраться в другую, и нет прямого маршрута, например, вы живете не в Валетте, а в Марсашлокке, Марсаскале или Бирзебудже, вам надо сначала доехать до Валетты и там пересесть на нужный автобус дальше по маршруту. Это и потеря времени, и ненужная суета, особенно в утренние часы пик, с пробками (да, тут есть пробки из-за узких улиц и напряженного траффика, Валетта настоящий мегаполис, хоть и без небоскребов). Однако изучив за пару дней схему транспорта и разобравшись в маршрутах вокруг своего места жительства, я понял, что всегда можно найти хотя бы один автобус, соединяющий разные города острова помимо Валетты. Т е существует один автобус из Марсаскалы в Марсашлокк, один из Бирзебуджи в Чиркеву (чтобы доехать на Гозо, но об этом маршруте позже) и т д. Надо лишь напрячься и покопаться в расписании. Расписания и схемы вывешены на каждой остановке, и обычно соблюдаются, хоть и не с ювелирной точностью, но и не с наглыми опозданиями, как у нас.
Ну, и конечно, нет проблем с долгим ожиданием транспорта. В худшем случае вечером можно постоять минут двадцать, но обычно автобусы дублируют друг друга с небольшими отклонениями на схеме остановок и идут весьма равномерно один за другим. Даже проехав свою остановку, можно быстро дойти до нее пешком. Или прогуляться по магазинами или достопримечательностям в пределах одного города. Но не рассчитывайте покрыть своими ногами большие расстояния на Мальте, и вот почему.
В первый же день, проехав на автобусе пол-острова из аэропорта, я понял, почему некоторые путешественники проклинали мальтийский пейзаж. Из-за небольших размеров острова и чрезвычайной урбанизации (тут одна из самых высоких плотностей населения в мире) практически вся дорога проходила или по улицам города (точнее, городов, но они обычно перетекают один в другой) или между заборами частных садов и огородов. Парков, лесов, полей или ничейных территорий в нашем понимании тут нет. Всё кому-то принадлежит, застроено или огорожено от непрошенного вторжения. Сделать крюк, срезать угол или пройти напрямик, как умеют опытные туристы. тут невозможно, нельзя даже пройти между заборами и огородами. Потому и остается ехать автобусом, который в любом случае, сколько бы его ни пришлось ждать, окажется быстрее в нужном вам месте, чем вы на своих двоих.