Рисую букву «К» в фразе «За передовую магию»

Jan 06, 2023 11:19



Может быть, коллеги, мне это только кажется, но в детской литературе стало слишком много магии.

Не то, чтобы её раньше не было. Однако, по-моему, тогда подход был принципиально другим.

Оно и понятно: в книгах типа «Тома Сойера», «Пятнадцатилетнего капитана», «Кортика» или каких-нибудь условных «Пленников таинственной пещеры» главным героям волшебство было ни к чему. Победу над обстоятельствами приходилось вырывать потом и кровью. А «бог из машины», иногда появлявшийся в лице местного пастора или секретаря райкома комсомола, нужен был, как правило, только для произнесения морали.

Если вспомнить, то даже у культового нашего Волкова его Элли («Фея летающего домика») успехами была обязана своим трудам и «магии обстоятельств», а не волшебным артефактам, которые периодически обретала.
Хоттабыч со всей своей тысячелетней магией лажал отчаянно, а не помогал Вольке.

В общем, как мне кажется, тогда в «волшебных» книжках магия была преимущественно направлена против героя, либо носила «инструментальный» характер (заменяла обычный предмет), а не давала суперсилу.

Герой, «на халяву» получивший суперсилу относился, скорее, к категории социально неодобряемой (Емелю не то, чтобы осуждали, но смотрели на него не без сожаления, а мальчик с волшебными спичками вообще выведен конченным отморозком).

Объяснение этому, наверное, должно быть достаточно простым: в Советском Союзе успеха было положено добиваться «своей мозолистой рукой»; а традиционное христианство магию воспринимало как бесовщину, так что Господь мог главному герою дух укрепить, но славу добывать герой шёл сам, стаптывая сорок пар железных сапог.
Сам, всё сам - и коней из тридевятого царства воровать, и непутёвого братца у Снежной Королевы отнимать…

Так я о чём: некоторое время назад появились книжки, где главный герой - «вжух!» - и становится обладателем суперспособностей, а потом мчится (в силу особенностей неокрепшей пубертатной психики) причинять человечеству пользу где надо и где не надо.

И эта вот замена детского архетипического героя с отчаянного мальчика или упорной девочки на лузера со скрытыми (на шару полученными) суперспособностями меня изрядно смущает.
Все хотят «Вжух!», никто не хочет кровью и потом.

Непорядок это, скажу я вам!

--
ПыСы. Если что, Проппа я читал, но так ведь Владимир Яковлевич до нашего времени не дожил. Боюсь, от нынешних сказочных архетипов у него волосы дыбом бы встали.





Previous post Next post
Up