"Забивание камнями Сорайи М.", или...

Aug 24, 2012 15:46

...о Пропаганде в искусстве

"...посмотри фильм "Забивание камнями Сорайи М.", прежде чем рассуждать о справедливости казни за инакомыслие, о животном торжестве "большинства".
В ответ на мое совершенно устойчивое мнение: не вмешивайся. Оставь другим народам право на собственное развитие и ни о какой культуре не говори, что она "ниже плинтуса".

Я начала с того, что прочитала рецензии и комментарии: женщины пишут, что это очень тяжелый фильм и они плакали, мужчины пишут, что были поражены до глубин души и тоже плакали.
Одним словом, "запаситесь платками, те кто похрабрее, а слабые - лучше вообще не смотрите. Но всем, у кого есть сердце - смотреть обязательно" - такие отзывы.
Кроме эмоциональных откликов, в подавляющем большинстве (практически 100%)  комментарии выражали общую мысль "Как ужасен ислам":  "женщина в исламе - вещь", "как хорошо, что я не мусульманка" и "мусульмане - что звери и давайте как-нибудь исправим безобразие".
У меня тут же возникло предубеждение к этому фильму.

Я посмотрела его и нисколько не изменила своего мнения, напротив, еще больше в нем утвердилась.

О впечатлениях, не касаясь сюжета:


Это - фильм-эмоция, он рассчитан на то, чтобы всеми средствами вызвать как можно более сильные эмоции. Когда эмоции зашкаливают, разум обычно молчит. Фильм, на первый взгляд, однозначный. Ты поставлен перед картинкой ужасающего факта и что тебе остается делать? сопереживать - негодовать - хотеть исправить зло.

И у меня в какой-то момент тоже возникла эта мысль: "Вмешаться! Остановить! Запретить!"  Я ужаснулась своей реакции, нажала на паузу и немножко задумалась.

Почему-то многих особенно ужасает, что это происходит "в наше время", когда у нас - цивилизация и просвещение, у них - такое варварство. Вот если бы четыреста лет назад, тогда все понятно, "дремучее средневековье", ничего не попишешь. А вот сейчас, когда у нас демократия и права человека, мы не можем таких бесчинств терпеть. И почему-то не думают, что историческое время - для всех разное, и скорость развития - тоже разная.
Но возникает вопрос:  а кто мы такие, собственно, чтобы осуждать и негодовать? и почему нашу культуру возомнили высшей? В нашей истории примеров дикого варварства - не счесть, да и ходить далеко не надо: тот же инстинкт толпы на Болотной, девочка кидает камень в полицейского. Мрак, ужас, и варварство, и совсем не в Иране. Так почему не признать, что наша культура - тоже не без греха, ну, может, чуть повыше того же плинтуса.

То есть в принципе понятно, что нам показывают фильм об общечеловеческих проблемах, в той или иной степени существующих повсеместно, но показывают таким образом, что все наше негодование концентрируется именно на исламском мире, на религии, на обычаях. Потому что картинка настолько дика и невозможна, что о параллелях и сравнениях ты просто не можешь думать. Что, тем не менее, не мешает им быть.

Один шаг от негодования до "научим", то есть придем, и, спасая несчастную, всей деревней забиваемую камнями, всю эту деревню и расстреляем. Кажется, именно это со всем бесстыдством демонстирует "самая демократическая в мире страна".

Только эволюция, только собственное переосмысление своих традиций! да, оно требует жертв и времени. Но все остальное требует еще больших жертв. И - никаких возмущений чужими нравами! вместо возмущения лучше почитаем Коран...
К сожалению - судя по комментариям - этот фильм порождает прямо противоположные мысли. И это не удивительно:  тебя как бы загоняют в ловушку - ведь ты не можешь согласиться на существование этого зверства,  ты хочешь его искоренить. Но при этом понятно, что изнутри оно искоренено быть не может, потому что силы не равны (на всю деревню всего один протестующий, к тому же - женщина). Следовательно, надо прийти и воздействовать. Этот фильм сделан таким образом, чтобы своим художественным вздействием подтолкнуть тебя к согласию на это воздействие. И действительно, как пишет комментирующий, "не достаточно что ли у нас военной силы"?

Может быть, это слишком резко, но мне кажется, перед нами - наглядный пример "разжигания межнациональной вражды". Искусство на службе политики.

"Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть"...
                          Н. Некрасов

О "женской доли" несчастных мусульманок, и о сюжете - чуть-чуть:

[Spoiler (click to open)]

"Если моя жена непристойна с тобой, возможно, ты этим наслаждешься?
Скажи нам, Сорайя спит в твоей постели? Она говорила тебе слова, которые слышать должен лишь муж?"...
И для сравнения, выяснение этой же проблемы в американском фильме "Близость" (с Джулией Робертс и Клайвом Оуэном):
"Ты трусливая похотливая тварь! Ты решила, что я тебе врежу? Как он в постели? Когда вы здесь трахались?"...
Первая половина фильма смотрится легко и с любопытством: колорит иранской деревни, обычаи, кладка домов, детали интерьера, одежда женщин - все это очень интересно. Да, имеет место конфликт: муж очень хочет развестись, жена развода не дает. И трагично, и типично - как во всем мире.
Прежде всего, фильм -  вовсе не об искалеченных судьбах мусульманских женщин. Не будем, к слову, забывать, что в России каждые сорок минут одна женщина погибает от насилия в семье, во Франции - каждые три дня, а в Швейцарии "20-25% женщин вне зависимости от возраста и социального положения становятся в течение жизни жертвами насилия в семье".
Но нет, мы будем восклицать и ужасаться как страшна жизнь мусульманки в глухой иранской деревушке.

Кроме того, эта ситуация для деревни скорее неординарная, и, хоть женщины охотно восклицают о своем бесправии, вслепить пощечину старосте деревни оно вовсе не мешает. Кроме того, там же есть примеры мужей любящих и заботливых, и жен, ловко управляющихся со своими мужьями..
Муж замысливает страшный способ избавления от жены: за доказанную измену женщина, всей оскорбленной деревней, должна быть забита камнями. Да, муж сволоч и подлец. Но по всему миру таких хватает.

Фильм - не об исламе и его жестоких канонах. Ситуация с извращенной трактовкой Святой Книги в угоду своему корыстию  или по невежеству - это известный бич и для христианства.
Кульминация. Деревня готовится, собирает камни, атмосфера нагнетается ... и - первый брошенный камень, удар отца. Это сильное впечатление, до дрожи. Потом - удар сына... Потом действие разворачивается, становится кровавым, эмоции захлестывают... а камни все летят и летят... Потом ты ловишь себя на мысли, что вообще-то это всего лишь кино. Хоть и основанное на реальных событиях, но со своей сверх-задачей, которая подчеркивается самым неприкрытым образом.
И когда несчастная жертва, окровавленная, после стольких ударов, что и Терминатору бы не поздоровилось, открывает глаза -  ты словно слышишь вопрос режиссера: "Что, вы еще не рыдаете? тогда продолжим!" 
Выжали из сцены все, что можно и довели чуть не до сентиментализма: небо, поле, цветы и она в белом платье.

Расчет на эмоции - это все-таки очень хитрая штука...

Одним словом, можно сделать только один неоспоримый вывод: если с тобой хотят развестись - разводись и не сопротивляйся!


киношное

Previous post Next post
Up