Много было в нашей поездке по Донбасу интересных и необычных мест. Оставили неизгладимое впечатление и
Артёмовск, и
Углегорская ТЭС, и
Соледар с его соляными шахтами. Но, по моему мнению, всё же самым удивительным местом Украинской экспедиции стал Святогорск, который мы посетили на второй день путешествия. Потому что настолько разных и противоречивых впечатлений у нас не было ни до, ни после. Так что этот фотоотчёт о Святогорске и о… его противоречиях.
Святогорск - это, пожалуй, самое красивое, самое впечатляющее и… самое святое место всей «Донецкой Швейцарии» - выделяющегося своими лесами и холмами района на стыке Донецкой и Харьковской областей. И уже из этого описания выходят первые противоречия. Так как с одной стороны, сюда съезжаются отдыхающие и туристы со всей Восточной Украины и не только (кругом много санаториев, домов отдыха и мини гостиниц).
А с другой стороны, именно в Святогорске расположена Свято-Успенская Святогорская лавра - один из самых значимых, намоленных и почитаемых монастырей не только на Украине, но и во всём православном мире. Приведу только один из фактов «крутости» данного духовного центра - целых 17 (семнадцать) монахов этой лавры в то или иное время были причислены к лику святых!
Тем чуднее было видеть нам под стенами древней Николаевской церкви, той, что вырезана в меловых скалах на берегу Северского Донца, праздно шатающуюся публику, многочисленные лотки с сувенирами, стационарные магазины и кафешки, а так же небольшие кораблики на реке и даже катающихся на водных лыжах пенсионеров.
Как-то очень тяжело укладывалось в голове наличие сразу в одном месте и духовного центра мирового масштаба и настолько активной бурлящей туристической жизни. Которые, видимо, при этом ещё и довольно мирно сосуществовали! Находясь (ещё один интересный момент) на территории природного!!! национального парка «Святые горы», знаменитого, например, своей сосной меловой - реликтом, сохранившимся с доледникового периода.
А на весь этот карнавал духовной, туристической и природной активности, с невозмутимым спокойствием, с вершины Лысой горы наблюдает ещё одно «противоречие» Святогорска - Артём. Точнее, памятник Артёму - революционеру, советскому деятелю и основателю (в 30 годах прошлого века) Донецко-Криворожской Советской Республики.
Все эти элементы сначала оставляют очень необычное впечатление от этого, согласитесь, весьма неординарного места. В основном, конечно, положительные.
Но у нас вскоре возникли и противоположные чувства по отношению к Святогорску. Даже не к нему самому, а к людям, его «населяющим». Во-первых, на входе в Святогорскую лавру прекрасную половину нашей экспедиционной команды попросили одеть юбки и набросить платки. Да, известное требование, всех православных мест, не спорю. У дам этого всего, как назло не оказалось - элементарно забыли соответствующую одежду в гостинице. Но, по российской привычке, они ожидали, что на входе в монастырь можно будет взять напрокат и юбки и косынки. По крайней мере, во всех посещаемых нами других подобных местах России это было доступно. Однако казаки, охраняющие вход в монастырь предложили эти вещи у них купить! По 12 и 7 гривен соответственно! Возможно небольшая цена, но то, как это было подано, как это выглядело, да и «качество» предлагаемого «товара» взбесило всех. Так что внутрь Свято-Успенской Святогорской лавры мы решили не ходить, ограничившись осмотром её сверху.
И тут же, за поворотом дороги ведущей на вершину Лысой горы чуть не попали в драку! Да ещё с кем! Вот с этим представителем духовенства, который почему-то очень сильно обиделся на то, что он нечаянно оказался у нас в кадре. Батюшка, с необъяснимой для служителя веры, ожесточением едва не накинулся на одного из нас, выкрикивая что-то о том, что «вас сейчас отсюда выкинут», «отдай камеру», «я казаков позову» и другие, совсем не кроткие по смыслу, слова. Народ от такой атаки человека в чёрном немного ошалел, но дело кончилось мирно - батюшка, поправляя рясу, пошёл вниз.
А мы, бурно обсуждая, только что увиденное «действо», потопали вверх, по симпатичной дороге, проходящей вдоль меловых скал…
…национального природного парка «Святые горы».
Кстати, все эти естественные меловые уступы, гроты и белые обрывы, в 2008 году попали в Top-100 всеукраинского конкурса «Семь природных чудес Украины».
И именно в этой, довольно крепкой, но податливой породе, порою одними голыми руками, когда-то (в XIV или XV веках, хотя есть версия, что даже в XI веке) и был выкопаны монахами первые кельи и церковь на вершине меловой скалы, что возвышается над Северским Донцом.
Интересным фактом, про «Святые горы» является то, что в пещерах, выкопанных в меловых скалах, задолго до монахов Святогорской лавры (во времена палеолита и позже), жили совсем другие «украинцы». Несколько таких мест частично сохранились и включены в список 129 объектов археологии парка. Но, как говорил Козьма Прутков, нельзя объять необъятное, так что Святогорские стоянки палеолита, а так же знаменитый местный 600-летний дуб мы в эту поездку так и не увидели.
Зато увидели другой дуб - «дуб Камышева» - памятник гвардии лейтенанту Владимиру Камышеву, погибшему в наблюдательном пункте на этом дереве 17 августа 1943 года.
Во время форсирования реки Северский Донец, артиллерист-разведчик 88-й гвардейской стрелковой дивизии 8-й гвардейской армии Юго-Западного фронта Владимир Камышев, направлял огонь артиллерии по вражеским ДОТам из наблюдательного пункта, который он устроил на одиноко стоящем дубе, находящемся чуть в стороне от позиции. Пока фашисты очухались и поняли, откуда корректируют столь точный огонь советской артиллерии, часть их оборонительных сооружений уже была разрушена. Однако, выстрелами из самоходных орудий им всё же удалось уничтожить пост и находящегося там героя-разведчика.
В месте, где стоит дуб Камышева, дорога расходится на три тропы. Одна ведёт обратно в Святогорскую лавру (но мы туда по понятным причинам не пошли), вторая поворачивает к Артёму, а третья, сначала незаметная, ведёт к настоящему шедевру деревянного зодчества.
К Всехсвятский скиту! Или правильнее - к скиту Всех Святых Земли Русской. И красота этого скита буквально поражает!
Скит, или по-иному "особножительство", является особой, более строгой, формой монашеской жизни. В скит удаляются, прежде всего для того, чтобы сократить до минимума контакты с окружающим миром. Поэтому этот деревянный храм, огороженный высоким частоколом, практически закрыт от посещения сторонних людей.
Но не посмотреть на такую красоту хотя бы через щёлку в заборе было бы неправильно! :) Так что посмотрели, даже сфотографировали. И теперь делимся этим чудом с вами. :)
Глядя на эти деревянные строения, на резные окошки, черепицу и купола, плохо верится в то, что мы сейчас в 21 веке.
Кажется, что вот-вот откроются двери резного терема, выйдут оттуда былинные Илья Муромец и Святогор (кстати, по одной из легенд, встречались эти два богатыря именно здесь на Северском Донце) и скажут… Братуха, чё надо? :)
Однако, справедливости ради, надо заметить, что скит Всех Святых Земли Русской - новодел. И построен он не в такие уж и былинные времена.
Так как возвели его в 2000-2002 годах на месте каменной церкви во имя Всех Святых (при монастырском кладбище), взорванной в 1947 году. Притом, сейчас под главным алтарём этого скита покоятся останки первых братьев новообразованной обители.
Ну а архитектурным прообразом этого, вне сомнения, красивейшего деревянного комплекса стала Спасская церковь русского севера из несуществующего ныне заполярного городка Зашиверска, которая была построена ещё в 17 веке. Хотелось бы наедятся, что и скит Всех Святых Земли Русской тоже простоит без бед и потрясений не меньшее время.
Однако, мы долго у свита не задержались. Провели фотосессию, пообщались с местным казаком, охраняющим территорию комплекса и двинулись дальше, к ещё одному шедевру архитектуры. На сей раз, выполненному в стиле кубизма. К Артёму.
По дороге к этому памятнику слева остаётся мемориальный комплекс Великой Отечественной войны.
Мемориал довольно большой, красивый, но конечно… стандартный. Особенно на фоне монумента Артёму. Такие мемориалы имеются во многих городах и даже сёлах. Так что под разговоры о том, о сём… мы просто прошли мимо него.:)
Но пройти мимо монумента Артёму никак нельзя, да и не получится!
Один только кулачище этого величественного «дядьки» чего стоит. Хотя и сам человек, которого в миру звали Сергеев Фёдор Андреевич, как рассказывает его биография, был далеко не мелкой личностью. Но об этом очень интересно и подробно рассказала в
своём посте , посвящённому этому украинскому супергерою,
shersti. Поэтому повторяться не буду.
Лишь вскользь отмечу, что памятник открыли 13 сентября 1927 года. То есть уже через «каких-то» 15 лет, творению архитектора Кавалеридзе стукнет стольник! Что очень весомо, особенно для «эха» эпохи начала социализма.
Некоторые из нас тут же попытались воздвигнуть «нерукотворный памятник» в стиле Артёма в уменьшенном масштабе. Но, при всём уважении к «творцу», получилось это, мягко скажем, гораздо менее весомо и… кубично. :)
Но памятник Артёму интересен не только как памятник герою революции, но и как место, с которого открывается просто шикарный вид, на лежащую внизу Святогорскую лавру.
И все её окрестности: мост через Северский Донец, туристическую инфраструктуру «примонастырья» и часть самого Святогорска.
В вечерней дымке отсюда хорошо видно большую меловую скалу над рекой, где расположена церковь святителя Николая, с лабиринтами ходов и келий под ней. Кстати именно там, в глубине скалы и находится самый древнейший храм обители, освящённый в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских со скитом, в котором по благословению главного архиерея, братия монастыря одевается в старинную форму одежды.
Видно с Артёма и купола основного собора Свято-Успенской Святогорской лавры - Успенского.
А так же часовню, в честь преподобного Алексия, человека Божьего и переходы, тянущиеся в сторону Покровской церкви и колокольни.
Кстати именно здесь, у Артёма, к нам «на огонёк», а точнее «на перекусон» заглянула самая настоящая тварь Божья - худая, с облезшим на половину хвостом, лиса. Это голодная и уже далеко не дикая подруга, не особо обращая на нас внимание, и иногда подходя к нам менее чем на полметра, стала рыться в мусорных баках в поисках съестного. Периодически останавливая процесс для того, что бы с остервенением выкусить из своей шкуры какую-нибудь ещё более дикую живность.
Глядя на близкую «природу» ужинающую буквально у наших ног и на далёкую «архитектуру», величаво расположившуюся по берегу Северского Донца, уходить с этому место совсем не хотелось.
Но Донбасское солнце озолотило сначала монументальную фигуру Артёма.
Потом упало на кресты и купола Свято-Успенской Святогорской лавры и наступил вечер. Что значило, что нам пора домой, в гостиницу, в Ровеньки. :)
Мы в последний раз оглядели открывающиеся бескрайние просторы, лежащей где-то снизу Восточной Украины, спустились вниз к монастырю и, бросив прощальный взгляд на невозмутимого борца революции, отправились с Святогорск искать кафе, искать еду и прелести цивилизации. А затем, после найденных там национальных вареников и ненациональной «мурки» с «нетанцующи» дядей Колей в колоритном заведении со скромным названием «Ирина» отправились дальше, в обратный путь на Луганщину, где мы собирались провести последний, третий день на Украине, посвятив его терриконикам, молодогвардейцам и дороге домой.
P.S. Все прошлые и будущие части рассказа о Украинской экспедиции вы можете прочитать по этим ссылкам:
1.
Украинская экспедиция. День первый. Артёмовск.2.
Украинская экспедиция. День первый. Углегорск.3.
Украинская экспедиция. День второй. Соледар.4.
Украинская экспедиция. День второй. Святогорск.5.
Украинская экспедиция. День третий. Ровеньки.6.
Украинская экспедиция. День третий. Гора.7.
Украинская экспедиция. День третий. Корчма.