C 29 Апреля по 10 Мая 2015 года, участниками пензенского туристического сообщества
expedition58 была проведена международная авто-экспедиции "
Южный Кавказ" по трём странам данного региона - Грузии, Армении и Турции. Это было интересное, насыщенное и яркое путешествие. Запомнившиеся: цветущими маками калмыцких степей; серьёзными ингушскими военными на КПП; невероятными видами Военно-Грузинской дороги; удивительным ночным и дневным Тбилиси; армянскими храмами на горных серпантинах; хмурым озером Севан; величественным Араратом; снегами высокогорных перевалов Турции; батумскими пляжами Чёрного моря; шестью разными погранпереходами; многочисленными памятниками защитникам нашей общей Родины; праздничным Мамаевым Курганом и многим, многим, многим другим.
Конечно, обо всех впечатлениях прошедшей поездки рассказать подробно не получится. Однако, основные моменты кавказского вояжа двух пензенских экипажей вы можете увидеть в данном фотоотчёте. А так же, в его продолжениях. Вместе с нами, пусть и виртуально, ещё раз пройдя маршрутом весенней авто-экспедиции. Итак, начнём - "Южный Кавказ", хроники поездки, день первый - Пенза, Волгоград, Элиста.
Старт авто-экспедиции "Южный Кавказ" был запланирован на вечер 29 Апреля. Таким образом, мы постарались убить сразу двух "экспедиционных зайцев" - ночным перегоном, проходили длинный кусок дороги до Элисты и попадали на границу с Грузией не 1 мая, в традиционную праздничную пробку, а 30-го апреля вечером, когда выезжающих за пределы России машин всё-таки не так много. Минусом (а у всего есть и своя обратная сторона) данного плана было то, что нам предстояло проехать за один присест более 1500 километров без остановки на поспать. Но, как говорится, назвался груздем - полезай в кузов. Вот мы и полезли. :)
Притом, посмотреть как мы "полезем", собрались наши соратники по
expedition58 и друзья. Приехавшие на точку старта, на выезд из Пензы, не смотря на позднее время. Даже в сопровождении маленьких путешественников. Которые, никуда, конечно, не уезжали, но создавали действительно отправную суету. :)
Так что, глядя на вереницу машин, стоящих у обочины, даже тот, кто знал бы о старте "Южного Кавказа", никогда бы не догадался - кому из присутствующих предстоит маршрут в 5500 км, а кто просто приехал проводить товарищей в дальнюю дорогу. Однако, согласитесь: когда есть кому сказать вам напутствующее слово (и распить с вами прощальную чарку с... чаем) - это здорово. :)
Но, проводы - проводами, а ехать надо. Впереди - 900-километровая ночь до Элисты и ещё более 600 вёрст дальше по Ставрополью, Ингушетии и Северной Осетии вплоть до грузинской границы.
Поэтому, групповое фото на память у пензенской флуоресцентной стелы, последние обнимашки-рукопожатия, проверка работы раций и... двинули.
Ранний рассвет оба наших экспедиционных экипажа (Lada "
Белый Кролик" Kalina и Nissan "Нюша" Tiida) встречали уже в Волгограде. Который, как всегда "порадовал" качеством местного дорожного покрытия. Ещё более отвратительного, чем в оставленной нами за бортом Саратовской области.
После убитых волгоградских дорог, въезд на территорию республики Калмыкия (где трассы всегда отличаются неплохим качеством асфальта) был встречен бурными межрационными аплодисментами. :) Да и местный колорит не заставил себя долго ждать - сначала появились, вызвавшие восторг у некоторых участников поездки, верблюды.
А чуть позже показались знаменитые калмыцкие дикие тюльпаны. Фестиваль цветения которых, закончился буквально на днях. И с которого (фестиваля), мы в составе двух автобусов сообщества
expedition58 только-только вернулись. :) Однако, несколько дней временной разницы между поездками всё-таки дали о себе знать - увиденные нами тюльпаны были уже совсем не так красивы и многочисленны, как то буйство ярких цветущих красок, что удалось запечатлеть в хотоне фестиваля 26 апреля. Так, что выполненную идею отдельной поездки в Калмыкию за тюльпанами мы в очередной раз признали правильной. :)
Столица Калмыкии - Элиста, не смотря на свою компактность, весьма, интересный город. Поэтому, не прогуляться по площади Ленина, не посетить пагоду Семи Дней или не заглянуть в парк Дружба (под Золотые ворота) мы, конечно же, просто не могли. Тем более, время было раннее, народа никого - гуляй, не хочу.
Да и немного подзатёкшим, за 900 километров пройденного пути, конечностям требовалась разминка. К тому, же некоторые из участников авто-экспедиции "Южный Кавказ" были в Элисте впервые. И, соответственно, хотели за минимум времени получить тут максимум впечатлений. :)
Как культурных - от вида многочисленных необычных религиозных сооружений.
Так и гастрономических - от знакомства с национальными калмыцкими блюдами. Такими, как: борцоги, бёриги, махан шельтяган, дотур и так далее. Посему, завтрак и параллельную "зарядку для хвоста" мы провели в одном из местных кафе. Кстати, названном в честь, пожалуй, самого известного калмыцкого блюда - чая с молоком "джомба". По правде сказать, национальная пища "друзей степи" не всем жителям Поволжья пришлась по вкусу. :) С другой стороны, не попробовав бы подобного, некоторые из присутствующих за столом и не узнали бы, что борщ, щи или картошка - могут, в некоторых случаях, быть настолько желанными. :)
После неоднозначного (опять-таки, для некоторых) завтрака, после пищи естественной и съедобной, мы отправились уже за пищей, так сказать, духовной. В место, которое по-праву считается визитной карточкой Элисты, да и всей Калмыкии в целом - в центральный буддийский хурул республики «Золотая обитель Будды Шакьямуни».
Это удивительное религиозное сооружение. Которое, обычно, тех, кто не видел буддийские храмы, приводит в полный восторг. Особенно, учитывая тот факт, что находится хурул не где-нибудь в экзотической стране, а у нас, в России - относительно недалеко от гораздо более привычных жителю Средней полосы православных храмов или мусульманских мечетей.
Более того, если приехать в буддийский хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» утром (как, например, сделали это мы), то можно абсолютно свободно попасть и на молебен, проводимый ежедневно с 9.00 до 10.30. И открытый для всех (главное - не мешать), вне зависимости от вероисповедания. А побывать на молебне обязательно надо. Потому как, подобного (описывать действо я, пожалуй, не стану) вы не увидите, наверное, нигде в ближайшей перспективе.
В общем, даже ради одного хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» стоит ехать в Элисту. А коли уж едите мимо, то и подавно. Потому, как фотографии из Калмыкии, выставленные в соцсетях, могут поразить даже искушённого лазателя по "Однокласникам" или "Фейсбуку" из разряда знакомых. :)
А уж если дрон над хурулом поднять... :) Который, удивительным образом, тоже имел место быть в нашем экипаже... :)
Так что, не смотря на желание "быстренько посмотреть Элисту", зависли мы в столицке Калмыкии довольно надолго. :) Пока по центру прогулялись, пока позавтракали, пока службу в хуруле посетили, пока все молебные барабаны вокруг храма прокрутили - времени немало прошло. Пришлось навёрстывать. С последствиями...
Погнутый на волгоградских колдобинах диск на "
Белом Кролике" начал травить воздух из покрышки. Пришлось останавливаться, искать шиномонтаж и овальным колёсам, пострадавшим на берегах Волги, придавать первоначальную округлую форму. Немного, с пользой, но времени опять несколько потеряли.
Поэтому, оставшуюся часть дороги по степи (благо, трассы позволяют) шли на несколько недопустимых правилами дорожного движения скоростях. Да, и большую часть Ставропольского края, признаюсь, тоже. :)
И (глядя на фото) думаете, это нас сгубило? Да как бы не так - у ставропольских ДПСников (как, наверное, и у всех других подобных "стражей порядка") скоростной режим давно уже не в фаворе - за них радары автоматические работают. А вот, что-то покрупнее, посолиднее (в плане суммы штрафа) - это то, с чем наши дорожные полицейские не расстанутся, наверное, никогда. Особенно, когда имеются места "прикормленные" и бланки заранее заготовленные для вписки попавшейся "рыбы".
К сожалению - мы попались: на 90-градусном повороте налево из-за невнятной затёртой разметки одна из наших машин наехала на двойную сплошную. У, странным делом, стоявшего на этом перекрёстке патрульного экипажа. Соответственно, нас пригласили для составления протокола. Что обернулось (мы то люди езженные, знаем - когда нарушаем, а когда нет)... трёхчасовым!!! стоянием на обочине, вызовом ещё несколько экипажей с вышестоящим начальством, скорой (для беременной девушки) и кучей бесполезных разговоров. Короче - "повеселились" от души. Времени (и нервов) потеряли - вагон и целую тележку.
Поэтому, после того, как мы со ставропольской полицией всё-таки разъехались в разные стороны, ни фоткать, ни как-то восторгаться местными красотами желания больше не было. Осталось только одно желание - доехать до границы. До которой оставалось ещё: более двухсот километров пути; несколько отвратительных, по качеству дороги, участков трассы; четыре ингушских КПП с серьёзными правоохранителями и поиски заправки на "сухом" баке. Однако, всё это осталось за кадром. :) И, пожалуй, слава Богу.
Так что, последние несколько фоток этого длинного, насыщенного красотами и событиями дня мы сделали уже в Верхнем Ларсе - в очереди на пограничный пункт. Впереди нас ждала ночёвка в Степанцминде, первые впечатления от видов Военно-Грузинской дороги и заснеженные горы. Но, об этом - в следующий раз.
Все дни авто-экспедиции «Южный Кавказ»:
день 01 (
29-30.04) - Пенза, Волгоград, Элиста (Россия).
день 02 (
01.05) - Степанцминда, Сиони, Военно-Грузинская дорога, Ананури, Тбилиси (Грузия).
день 03 (
02.05) - Тбилиси, Мтцаминда, Джвари, Мцхета (Грузия).
день 04 (03.05) - Ахтала, Ахпат, Дилижан, Севанаванк, оз. Севан, Ереван (Армения).
день 05 (04.05) - Ереван, Каскад, Хор Вирап, вид на г. Арарат (Армения).
день 06 (05.05) - КПП «Бавра» (Армения), Ахалцихе (Грузия), Эрушетский хребет (Турция).
день 07 (06.05) - Хопа, Мачка, Алтындере, Трабзон (Турция), КПП «Сарпи» (Грузия).
день 08 (07.05) - Батуми (Грузия).
день 09 (08.05) - Уреки-Магнитити, Боржоми, Тбилиси (Грузия).
день 10-11 (09-10.05) - Военно-Грузинская дорога (Грузия), Волгоград (Россия).
Авто-экспедиция "Южный Кавказ" проводилась:
При поддержке компании
МЕГАФОН.
При содействии и участии регионального отделения
Русского Географического Общества в Республике Мордовия.
Технический партнёр авто-экспедиции - видеорегистраторы
TrendVision.