Судьба Ралле и Ко. Что было с ними дальше?

Aug 16, 2015 10:05

Елена Хорватова пишет (http://eho-2013.livejournal.com/73356.html) -



Фирменный магазин Товарищества "Ралли и Ко" на Кузнецком Мосту

Для дальнейшего развития компании потребовалось основать новую фабрику. В 1899 году новое здание фабрики было построено в Бутырках по проекту академика архитекторы Оскара Жана Дидио. Предприятие было оборудовано по последнему слову техники. Оно имело средства механизации, электричество, лифты, паровые машины, телефон. Основной корпус сохранился до настоящего времени: в нем сейчас размещены мыловаренное и косметическое производства.
Одновременно на юге России были заложены плантации для выращивания эфиромасличных культур и получения душистых веществ. Столь необходимое и дорогое при ввозе сырье теперь не привозили из-за границы, а производили в России. С 1880-х годов начинается выпуск модных цветочных одеколонов, которые принесли Товариществу славу и огромные прибыли, хотя цена на них продолжала оставаться вполне доступной. Флакон лучшего одеколона "Царский вереск", к примеру, стоил 60 копеек или 1 рубль (большой).
В декабре 1896 года компания была преобразована в «Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко» с основным капиталом 1 млн. рублей. Уже в 1903 году основной капитал составлял 1,5 млн. рублей, а в 1913 году свыше 2 млн. Это было сравнимо с самыми крупными промышленными гигантами.Благодаря высокому классу продукции, «Ралле и Ко» стала официальным поставщиком не только Двора его Императорского Величества,но и двора Шаха Персидского и князя Черногорского. Товарищество четыре раза награждалось государственным гербом Российской Империи, высшим наградным знаком за высокое качество продукции - это по тем временам было наибольшим достижением (больше ни одна из российских компаний четырежды эту награду не заслужила).

На Парижской всемирной выставке в 1878 году изделия компании были объявлены «выше всякой награды», а на Парижской выставке в 1900 году была получена высшая премия - «Гран-при».В конце 19 века к работе в компании приступил Эрнест Бо (1881-1961), сын ее руководителя Эдуарда Бо. Он писал в своих воспоминаниях:
"Я начал свою работу в 1898 году в Москве. Мой старший брат был тогда администратором у Ралле, одного из самых крупных русских парфюмеров... На этом большом предприятии работало 1500 рабочих. Фабричное оборудование и социальная организация были совершенны по тому времени. Дому [торговому] приходилось приспосабливаться к чрезвычайно обширному рынку (180-миллионная Россия, Китай, Персия, Балканы и т.д.) и считаться со вкусами русских женщин в использовании духов и предметов роскоши. Полные поезда увозили во все стороны света туалетное мыло, рисовую пудру, одеколон и духи. (...) С 1902 года наш технический директор Лемерсье стал обучать меня парфюмерному искусству. С радостью воздам я ему дань глубокого почитания за его артистизм и блестящие технические навыки. Все в нем было оригинально, начиная с его манеры жить и одеваться. Это был великий новатор, никогда не соглашавшийся следовать привычным меркам и отчетливо предвидевший все новое, что химия и производство натуральных продуктов внесут в парфюмерию, содействуя ее расцвету".В 1907 году Эрнест Бо занимает пост ушедшего на покой Лемерсье и становится ведущим парфюмером "Ралле". Вместе с братом он входит в состав правления Товарищества, завоевав определенную творческую свободу. Представитель русской эмиграции К. Веригин так вспоминал о Эрнесте Бо:
"Эрнест Бо, как и его учитель, разыскивал неизвестные еще продукты и употреблял их в самых замечательных и неожиданных комбинациях. Сменив Лемерсье, он стал первым парфюмером у Ралле. Для этого Дома он создал целый ряд духов, основанных на экстракте Tsarsky Veresck; потом, в 1912 году, к празднованию столетия Бородинской битвы он выпустил Bouquet de Napoleon, имевший, по собственным его словам, невероятный успех. Думаю, что причина этого успеха в его большой любви к Наполеону и в преклонении перед той эпохой, которую он особенно хорошо изучил. Таким образом, в создании Bouquet de Napoleon сила любви играла очень большую роль, облегчала работу, обостряла талант. И всю свою жизнь Э. Бо оставался верен Императору. Иногда, чувствуя, что сумел верно передать то, что искал, и будучи в особенно хорошем настроении, он принимал победоносный вид и, смеясь, объявлял, что чувствует себя Наполеоном французской парфюмерии"...А московская фабрика Товарищества "Ралле и Ко" после революции была национализирована и превратилась в Государственный мыловаренный завод №4, с 1924 года относившийся к тресту Жиркость. Со временем ей было присвоено название "Свобода". Поначалу Адольф Лемерсье, служивший на фабрике еще до революции, пытался наладить выпуск парфюмерной продукции. Но в 1930 году в рамках насаждения узкой специализации парфюмерное производство на "Свободе" закрыли - теперь им должна была заниматься только "Новая заря". А бывшая фабрика Ралле выпускала только мыло, зубной порошок, гигиенические товары и кремы.

Отсюда http://little-histories.org/2014/09/14/perfume_ralle/
После революции фабрика «Товарищества Ралле и Ко» была национализирована и сменила свое всемирно известное имя на будничное «Государственный мыловаренный завод №4 треста Жиркость».



Листок конторской книги треста «Жиркость» из коллекции «Маленьких историй»

В 1920-х годах фабрике было присвоено название «Свобода», под которым она существует до сих пор. В 1930 году парфюмерное производство на  «Свободе» закрыли, а производственные мощности перевели на вновь созданную фабрику «Новая заря». Некогда всемирно известная фабрика «Ралле» выпускала теперь зубной порошок, мыло.
(http://www.svobodako.ru/default2.aspx?s=0&p=333) В 1922 году руководители нескольких «номерных» предприятий, недовольные безликими названиями заводов, стали ходатайствовать перед Советом народных комиссаров о присвоении им более благозвучных имен. «Государственный мыловаренный завод №4» был переименован в «Государственная мыльно-косметическая фабрика «СВОБОДА».

В 1930 году было решено сделать специализацию предприятия более узкой. Тогда все парфюмерное производство с фабрики «СВОБОДА» было передано фабрике «Новая Заря», а «СВОБОДА» сконцентрировалась на производстве мыла. В 30-е и 40-е годы больше внимания уделяется личному здоровью и гигиене. Эти понятия даже возводятся в ранг морали. На фабрике разрабатываются новые изделия, увеличивается их ассортимент. К 1940 году на «СВОБОДЕ» выпускается уже 30 сортов мыла различного назначения, а также зубные порошки, средства для бритья, кремы, гигиенические средства для спортсменов.

Во время Великой Отечественной войны и вовсе перешла на выпуск боеприпасов.  В некотором смысле фабрике все-таки повезло: в Советском союзе она не только сохранила свое существование,  но и фактически стала монополистом,  так что в каждой советской семье было мыло или зубной порошок с узнаваемой эмблемой в виде буквы «С».
Повезло «Свободе» и после развала СССР: вопреки печальной постперестроечной традиции, фабрика не прекратила своего существования, а ее помещения избежали участи превращения в очередной модный бизнес-центр. Сегодня ОАО «Косметическое объединение Свобода» - вполне успешное предприятие, по числу сотрудников (1200 человек) почти догнавшая фабрику «Ралле» начала ХХ века.

Previous post Next post
Up