А вот уважаемая френдесса
ознакомила нас с мнением Стефана Цвейга о Диккенсе. Простоват, мол, Диккенс, все его герои − заурядные люди с простыми человеческими чувствами. Тем забавнее читать, как Генри Джеймс, в свою очередь, пеняет Диккенсу на нехватку как раз нормальных человеческих чувств и засилье "надуманных", нетипичных персонажей. Эх... всем
(
Read more... )
Во-первых, он примирил меня с диккенсовскими положительными женскими образами. Здесь нет нужды притворяться - Кэт Никльби, Агнес, Руфь Пинч, Флоренс Домби не зажигали, нет. Они были стандартными викторианскими карамельно-картонными образами. А "Общий друг" - ооо, это совсем другое! Диккенс наконец полюбил по-взрослому, полюбил неровню, греховно, запретно, остро - неординарную женщину. И какие женщины по-сравнению с прежними вырисовались у него! Неоднозначные, упертые, сильные, украшение его творчества.
Во-вторых, вот эта неоднозначность в дружеской парочке - Мортимере и Юджине - она просто вопит о своей достоверности. Это очень даже человеческие образы. Это и редиски-повесы, и такие друзья, дружба которых может служить примером того, как стоило бы дружить, и люди, от которых джентльменство требует взаимоисключающих вещей, и они кое-где проигрывают эту битву.
А уж обвинять умопомрачительных Типпинз, Вегга, Венуса, Венирингов, Уилферов, Боффинов в схематичности - так это как посмотреть. Нельзя же, допустим, во всем изоискусстве ждать акварели или тончайших графических прорисовок. Есть ведь и импрессионистская живопись маслом, широкими такими мазками, которая ничуть не хуже. Дженни Рен - прекрасна на самом деле, что бы ни говорил Джеймс. То, что Пол Маккартни когда-то посвятил ей песню - мне о многом говорит, это яркая и вызывающая симпатию личность.
А ещё мне очень нравится британская экранизация "Нашего общего друга" 1998 года. У меня есть интервью продюсера - они там очень старались увидеть в книге и показать нам именно жизненные и достоверные человеческие образы, при этом не отказываясь от диккенсовского гротеска и юмора. И им это, по-моему, удалось. Надо бы это интервью тоже запостить, там есть интересное об отношении киношников и актеров к Диккенсу.
Reply
Но Райя чересчур сахарный по-любому, надеюсь, с этим-то Вы спорить не станете)
Reply
Про Райю спорить не буду, конечно. Сопли в сахаре ) Просто это же компенсация Диккенса за Фейджина, так что это немного вынужденное решение. Такой реверанс дружественной еврейской семье (кажется, домохозяев Диккенса), а то слишком уж евреи оказались в творчестве Диккенса нехороши, а они ж приличные люди ваще-то. Вот Райя и появился.
Reply
Leave a comment