У тех, кто только начинает практиковать йогу часто возникает вопрос - а как заметить результат? А когда я достигну того и сего? А когда проявятся сиддхи (сверхспособности)? А когда я обнаружу Атмана?
Йога - это не прогибы и наклоны, а одна из шести индийских ортодоксальных философских систем.
У каждой из этих систем есть свой общепризнанный основной текст.
В йоге это «Йога сутры Патанджали».
Там упоминаются восемь частей или ступеней йоги.
Первые четыре ступени - яма, нияма, асана и пранаяма предполагают накапливание и наращивание, остальные четыре - пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи - внутреннее развитие и осознание опыта.
Каждый более или менее информированный практик йоги знает эти два слова - Абхьяса и Вайрагья.
Если один йог пожалуется другому на усталость или застой в практике или на уныние, то другой, чтобы подбодрить товарища, непременно скажет - «абхьяса и вайрагья, дружище».
«Делай что должно, и будь что будет»- примерно так.
В сутрах йоги содержатся инструкции по управлению своим сознанием.
Сознание подвержено колебаниям. Эти колебания могут быть болезненными и не болезненными (Клишта/аклишта).
Колебания сознания могут быть взяты под контроль посредством практики йоги. Необходимо развивать ментальную силу.
Практика - абхьяса.
Беспристрастность - вайрагья.
Эволюция - это поступательное движение. Инволюция это внутреннее путешествие, которое отзывает сознание от внешних объектов.
Абхьяса - вдох, вайрагья - выдох.
Абхьяса - практика, вайрагья - беспристрастная отрешенность.
Вайрагья учит свободе от желаний и страстей и воспитывает в практикующем йогу волю, решимость и стойкость.
В процессе практики у человека появляются силы. Если не направить их в верное русло, они могут выйти из-под контроля и в итоге уничтожить его.
Одна только практика может привести к внутреннему застою и даже разрушению психики.
В какой-то момент мы должны прибегнуть к отрешённости, ибо только она способна обеспечить нам внутреннюю безопасность.