Не волнуйтесь, произносит человек в очках. Он говорит спокойно и тихо, даже ласково, почти как папа, хотя Лидочкин рисунок лежит у него на столе, прямо перед глазами, и человек в очках совершенно точно успел его как следует рассмотреть. Скажи мне, пожалуйста, Лида - тебя ведь зовут Лида, я правильно запомнил? Сколько разных красок у тебя на картине?
Мы проверили, вмешивается Маргарита Петровна, конечно, это мы проверили в первую очередь, она различает все цвета, никаких признаков дальтонизма.
Человек в очках кивает, стучит кончиком карандаша по столу и снова смотрит на Лидочку. Семь, отвечает она шёпотом. Семь, повторяет человек в очках. Лида, но ведь ты знаешь правило трёх красок, правда?
Конечно, она знает, говорит Маргарита Петровна, неужели вы думаете, что мы им не объясняли!
Я вижу перед собой результаты ваших объяснений, ещё тише говорит человек в очках, Маргарита Петровна ничего не отвечает, только лицо у неё делается очень расстроенное, Лидочка не хочет расстраивать учительницу и торопливо отвечает: я знаю правило! Нельзя брать больше трёх красок разного цвета для одного рисунка, не считая чёрной и белой.
Ага, говорит человек в очках довольным голосом, ты молодец. Почему же тогда ты взяла целых семь красок, когда знаешь, что можно брать не больше трёх?
Так было красивее, тихо отвечает Лидочка, поэтому.
Но ведь правило трёх красок очень важное, говорит человек в очках и наклоняется ближе к Лидочке через стол, ты понимаешь, почему оно такое важное?
Потому что это неприлично, говорит Лидочка, и негамор, ой, негаром…
Негармонично, подсказывает Маргарита Петровна. Неприлично и негармонично, всё верно, Лидочка, а ещё?
А ещё неправда и враньё, мрачно произносит Лидочка, потому что настоящий мир совсем другой, он вовсе не разноцветный.
Вот видите, говорит мама. Она всё знает.
Знает, соглашается человек в очках, и всё равно рисует вот это. Вам не кажется, что это даже опаснее, чем просто не знать?
Послушайте, говорит мама, но ей же только шесть, это же ничего страшного, правда? Она ведь не может толком ничего понимать, ей всего шесть!
Лида, говорит человек в очках. Смотри, на этом столе лежат карандаши. Много разных карандашей и большой лист бумаги, видишь? Можешь нарисовать всё-всё, что захочешь. Можешь использовать любые цвета. Конечно, лучше бы ты не забывала о правиле трёх красок, которое мы только что повторили. Но если тебе очень-очень захочется…
Послушайте, перебивает его Маргарита Петровна, вы ведь не можете!
Ну, что вы, произносит человек в очках, я могу.
Прошу вас, говорит мама, я вас прошу.
Не волнуйтесь, отвечает человек в очках. Вы сами сказали, ей только шесть, мы обязательно это учтём.
Лидочка, говорит мама, и смотрит на неё очень-очень серьёзно, пожалуйста, постарайся, как только можешь, хорошо?
Потом она отворачивается и уходит, все уходят, остаётся только Лидочка и стол, и бумага, и карандаши.
Она начинает рисовать. Сначала голубым, потом синим - это очень похожие цвета, но всё равно, считается за две разные краски. Потом добавляет зелёный, по правилам, этого должно быть достаточно, но дело в том, что этого совершенно недостаточно, понимаете? Лидочка чувствует, что для гармор, ой нет, гамор, то есть, гар-мо-нич-ност-ти ей нужно больше карандашей. Она берёт красный, потом оранжевый. Розовый, сиреневый, жёлтый. Тут много цветов, гораздо больше, чем семь, Лидочка даже не знает, как они все называются. Зато она знает, что рисунок получается, ну, хорошим. На самом деле хорошим. Конечно, реальный мир совсем не такой, но какая разница, если то, что она рисует, и правда красивее и гар-мо-нич-ней, чем то, что вокруг?
Слева должна быть такая круглая сине-зелёная штука, которая сворачивается в другую штуку, оранжевую с сиреневым, а справа полосатые кольца и звёзды, а слева - фиолетовый в жёлтый горошек хвост и ещё один, красный с белым, который завивается по самому краю рисунка и проваливается в первую штуку, а если вот тут ещё добавить завитушки, то получится такое, такое!
Ну вот, пожалуйста, вздыхает Маргарита Петровна.
У мамы расстроенное лицо, она глядит на рисунок и тоже вздыхает. Они все на него глядят.
Лида, говорит человек в очках, и Лидочка вздрагивает, и смотрит на него, и ничего не может понять, потому что это другой человек в очках. Он даже не похож на того, и очки у него другие, и одежда другая, и лицо! Лидочка моргает, смотрит на этого нового, незнакомого ей человека, потом на свой рисунок.
Лида, снова говорит ей этот новый человек в очках, сколько карандашей ты взяла?
Два, шепчет Лидочка. Она совсем, вообще не понимает, как так вышло, но цветов на рисунке - всего два. Чёрный и серый. Круглая серая штука выпускает из себя другую штуку, тоже серую, два хвоста - один серый в полоску, другой серый в горошек - завиваются в разные стороны, и, глядя на них, Лидочка чувствует, что почти проваливается в серо-чёрное мельтешение, но она ещё раз моргает, и всё проходит.
Ну вот, повторяет Маргарита Петровна.
Но это же ничего страшного, говорит мама, ничего такого, правда?
Не волнуйтесь, произносит новый человек в очках, ничего страшного в этом нет. Просто придётся нам с ней немного позаниматься. Будем раскрашивать разными красками, чтобы было больше похоже на мир вокруг, да, Лида? Не переживайте, научится она использовать цвета, ей ведь ещё только шесть.