Ибо древние не раз отмечали, что родоночальником обоих этих искусств: и лирической поэзии, и алхимии следует полагать Гермеса, изобретшего как лиру, так и атанор.
Шуаль ибн Алепу
О различии двух эпох - елизаветинской и якобитской - весьма красноречиво говорит список книг, выходивших с посвящением монарху: в последние три года елизаветинского царствования из 15 произведений, чьи авторы адресовали свой труд самой королеве, большая часть посвящена истории и юриспруденции и всего лишь 3 - религии; соответственно за первые 3 года правления Иакова ему адресо-вано 95 изданий (сказывается эйфория нового царствова-ния), из которых 43 - религиозные трактаты. И точно так же, характерным образом, упоение многообразием и грандиозностью мира внешнего (которое порой сродни пушкинскому трагическому упоению «бездны мрачной на краю») у старших елизаветинцев: Рэли, Спенсера, Шекспира, у их продолжателей: Донна, Герберта и др., замещается рефлектирующим вниманием к миру внутреннему и к метафизике. На смену экспансии внешней приходит «экспансия внутренняя», когда встает вопрос о границах частного мира личности. Одним из «универсальных» культурных кодов эпохи, позволявших связать внешнее и внутреннее, был язык алхимических описаний, основанный на параллелизме микро- и макрокосма. К сравнениям из области алхимии прибегали поэты и авторы трактатов по риторике, политики и и проповед-ники. Сам Донн, будучи настоятелем
собора Св. Павла, порой говорил со своими прихожанами на языке алхимии, как в этом пассаже из проповеди, прочитанной на тему 9-го стиха из 50, покаянного псалма: «Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега»:
Потому Давид, который был металлом, семижды испытанным пламенем, желая стать золотом, что пойдет в сокровищницу Господа, мог понять, что при трансмутации металлу не достаточно пройти через стадию кальцинации или растворения ... или омовения, что отделит шлак от чистой сущности, и даже трансмутации, кото- рая металл облагородит, - мало: необходима фиксация, закрепление, дабы металл не ушел паром и не стал ничем, не вернулся бы в прежнее низкое состояние. Так познал он, что мало одного растворения, мало расплавиться в слезах, мало омовения и трансмутации, которой достиг он этим очищением и омовением, - нужна фиксация, закре-пление...
Сам факт употребления алхимической образности в проповеди показывает, насколько понятен был в ту эпо-ху символический язык алхимии даже вполне рядовым прихожанам собора Св. Павла.
Читать дальше по
ссылке Posted by
Viola Egerley on
18 Июль 2015 г.