Джон Донн алхимический

Jul 18, 2015 17:03




Ибо древние не раз отмечали, что родоночальником обоих этих искусств: и лирической поэзии, и алхимии следует полагать Гермеса, изобретшего как лиру, так и атанор.
Шуаль ибн Алепу
О различии двух эпох - елизаветинской и якобитской - весьма красноречиво говорит список книг, выходивших с посвящением монарху: в последние три года елизаветинского царствования из 15 произведений, чьи авторы адресовали свой труд самой королеве, большая часть посвящена истории и юриспруденции и всего лишь 3 - религии; соответственно за первые 3 года правления Иакова ему адресо-вано 95 изданий (сказывается эйфория нового царствова-ния), из которых 43 - религиозные трактаты. И точно так же, характерным образом, упоение многообразием и грандиозностью мира внешнего (которое порой сродни пушкинскому трагическому упоению «бездны мрачной на краю») у старших елизаветинцев: Рэли, Спенсера, Шекспира, у их продолжателей: Донна, Герберта и др., замещается рефлектирующим вниманием к миру внутреннему и к метафизике. На смену экспансии внешней приходит «экспансия внутренняя», когда встает вопрос о границах частного мира личности. Одним из «универсальных» культурных кодов эпохи, позволявших связать внешнее и внутреннее, был язык алхимических описаний, основанный на параллелизме микро- и макрокосма. К сравнениям из области алхимии прибегали поэты и авторы трактатов по риторике, политики и и проповед-ники. Сам Донн, будучи настоятелем собора Св. Павла, порой говорил со своими прихожанами на языке алхимии, как в этом пассаже из проповеди, прочитанной на тему 9-го стиха из 50, покаянного псалма: «Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега»:

Потому Давид, который был металлом, семижды испытанным пламенем, желая стать золотом, что пойдет в сокровищницу Господа, мог понять, что при трансмутации металлу не достаточно пройти через стадию кальцинации или растворения ... или омовения, что отделит шлак от чистой сущности, и даже трансмутации, кото- рая металл облагородит, - мало: необходима фиксация, закрепление, дабы металл не ушел паром и не стал ничем, не вернулся бы в прежнее низкое состояние. Так познал он, что мало одного растворения, мало расплавиться в слезах, мало омовения и трансмутации, которой достиг он этим очищением и омовением, - нужна фиксация, закре-пление...

Сам факт употребления алхимической образности в проповеди показывает, насколько понятен был в ту эпо-ху символический язык алхимии даже вполне рядовым прихожанам собора Св. Павла.

Читать дальше по ссылке

Posted by Viola Egerley on 18 Июль 2015 г.

Елизаветинская эпоха, Философия, изобразительность, Поэзия, Образ, История

Previous post Next post
Up