Альды

Sep 10, 2016 23:53

Оригинал взят у galik_123 в Альды


Что такое Альды?
Альды - легендарная венецианская издательская фирма, созданная в 1494 году Альдо Мануцием.
Чем знаменито это старейшее издательство?
Если коротко, то главное в том, что семейное предприятие Альдов открыло новую эпоху в издательском деле. Альдо Мануций одним из первых создал именно издательство со штатом корректоров и редакторов. Книги этого издательства, известные всем библиофилам под названием альдов, до сих пор остаются великолепными образцами книжного дизайна и качества изданий. Популярность уникальных альдин - книг малого формата, выходивших традиционным тиражом в 275 экземпляров, заставила издателей принять меры, защищающие их от подделок. Альды первыми начали ставить на книгах свой издательский логотип и рассылать каталоги с изображением книг и ценами на них. В альдинах впервые появился наклонный курсивный шрифт. С 1501 года Альдо Мануций начал применять курсив, взяв за образец почерк писцов папской канцелярии. Благодаря своему изяществу, выверенным пропорциям, простоте набора и красоте шрифтов, эти книги считаются шедеврами книгопечатания эпохи Возрождения.



Portrait of Aldus Manutius.Венецианский издатель и типограф, ученый-гуманист (ок. 1450-1515)

Альдо Мануций родился около 1450 года в Бассиано, близ Рима. К своему родовому имени Manucci он добавлял впоследствии Romanus (римлянин). Рим он считал своим первым университетом. Вторым университетом Альдо стала Феррара (1475). В связи с осадой Феррары французами Карла VIII Альдо нашел убежище в Мирандоле, в замке князей Пикоди Мирандола. Около 1485 года Альдо стал наставником юных князей Альберто и Лионелло ди Карпи. Таким образом, прежде чем стать издателем, Альдо был педагогом и даже составителем греческой и латинской грамматик. Впоследствии он издал их. Получив от принца Карпи деньги на открытие типографии для издания античных трудов, в 1490 году основал в Венеции Aldinne Press. Венеция была избрана, потому что здесь нашли прибежище многие образованные греки, бежавшие из Византии от турецкого нашествия. Среди них Альдо находил нужных ему помощников - редакторов и комментаторов греческих текстов, наборщиков и корректоров для своей типографии.
Первая и, может быть, главная заслуга Альдо-издателя в том, что, последовательно проводя в жизнь намеченную программу, он умел доводить эти замыслы до конца. Закончив в 1498 году капитальное издание сочинений Аристотеля на греческом языке (5 томов), Альдо приступил к публикации произведений создателей литературного итальянского языка - Петрарки, Данте, Полициано, Бембо. Продолжал публикация греческих текстов. Наиболее знаменито из этих греческих изданий собрание сочинений Аристотеля.



Разворот из сочинений Аристотеля,1495-98 (Libreria antiquaria Pregliasco, Турин)

Вторая заслуга Альдо Мануция в том, что он, не будучи сам печатником, непрестанно заботился об улучшении чисто типографической стороны дела.



В 1499 году Альдо Мануций выпустил роскошное иллюстрированное издание "Гипнэротомахию Полифила". Примечательна верстка книги - каждый разворот представляет сложную композицию. Один из текстов книги был набран нарочито небрежно, словно в попытке передать взволнованные чувства героя. Такой приём предвосхищает книжные эксперименты XX века, начатые Аполлинером и Маринетти.



Разворот первого издания. На левой странице изображение триумфа Вертумна и Помоны, на правой - Полифил встречается с Эвклелией (Вечным Блаженством)

Концевые полосы набраны в форме косынок, кораблей и чаш. Иллюстрации выполнены в виде ксилографий, текст надписей иногда впечатан отдельно поверх иллюстрации.



Триумфальный разворот с последовательными иллюстрациями и набором текста "косынкой"

Что же представляла собой венецианская типография Альдо Мануция?
Дом Альда был издательством, имевшим собственную типографию. Задумав основать свое издательское дело, Мануций  не нашел никаких типографских материалов. Обо всем надо было позаботиться самому. Начиная с типографских литер, без которых нельзя было начать печатание. Но он умел находить нужных людей. Все шрифты, которыми пользовался в своей типографии Альдо Мануций, были созданы по его заказу и специально для его типографии одним из первых и самых выдающихся профессиональных гравёров-пуансонистов Франческо Гриффо.
Издания (всего 1105), выпущенные венецианским книгопечатником Альдо Мануцием, его тестем Андреа Асоло, сыном Паоло и внуком Альдо Пием Младшим в период с 1494 по 1597 год славятся своей текстовой точностью. Для проверки текстов Мануций собрал около 30 ученых. Занявшись печатанием латинских классиков, он первым придумал издать серию карманных книг. Книги маленького формата были гораздо удобней для читателя эпохи Возрождения, который вел подвижный образ жизни, много читал и путешествовал, чем громоздкие средневековые фолианты. К тому же, маленькие альдины стоили дешевле. Изданы они были так же тщательно и аккуратно, как и все другие книги Мануция. Всё это сделало их необычайно популярными. Первой такой книгой стали сочинения Вергилия, вышедшие в 1501 году.
Вскоре "маленькие альдины" стали копироваться другими печатниками. Поначалу копировался только шрифт, формат, но позже недобросовестные издатели стали перепечатывать книги полностью. Мануций уволил нескольких работников, которые, видимо, украли шрифт, а в каждой книге начал печатать свою знаменитую издательскую марку - дельфина, обвивающего якорь. Иногда её сопровождал девиз: "festina lente", т. е. "спеши медленно". Марка Альдо Мануция "якорь и дельфин" открыла собой новый ряд эмблем, символически изображающих те или иные девизы, изречения или поговорки, заимствованные из древней истории, литературы, фольклора.



Издательская марка Альдо Мануция, Здание Томаса Джефферсона, Библиотека Конгресса

С Альдо Мануцием сотрудничали выдающиеся деятели Возрождения: Максим Грек, Пьетро Бембо, Эразм Роттердамский. Хотя сам Мануций был редактором и корректором, а не печатником, но он постоянно стремился улучшить качество и искусство печатания. Красота альдин общеизвестна, а сами книги считаются образцом классической типографики.



Копия (John Rylands) альдинского Вергилия 1501 года

Издательское дело, изобразительность, История

Previous post Next post
Up