Иллюстрация притчи про гусыню и золотые яйца.

Oct 05, 2015 16:50


Помните такую? когда владелец золотоносной гусыни прирезал ее в погоне за сиюминутным профитом и лишил себя постоянного дохода? Сегодня я точно такую картину наблюдала:

Сторона А: автор небольшой книги страниц на 30-40 одной узкой тематики.
Сторона Б: Компания, работающая в этой же области.

Около 2 лет назад компания Б, в качестве улучшения своего клиентского сервиса стала при регистрации отправлять новым клиентам подарок: эту самую книгу автора А. В то время (да и сейчас, кстати) в сети можно было легко найти и скачать эту книгу - достаточно было просто набрать имя автора в поисковике и полусить более 100 вариантов для скачивания. Сотрудники компании Б посчитали, что раз книга настолько распространена, то они тоже могут ее взять и использовать. Здесь они совершили серьезную юридическую ошибку - не спросили у автора разрешения на распространение искренне полагая, что раз книга доступна в сети настолько, что ее любой найдет, то она бесплатна и выложена автором для самопиара. Оказалось, что нет.
Сторона А связалась с компанией Б и совершенно законно вчинила им претензию о нарушении авторского права и потребовала компенсацию за недополученную прибыль от продаж книги. Компания Б поступили честно и чтобы не раздувать скандал (юридически они не правы) требуемую сумму Стороне А перечислили и у себя из рассылки книгу и всякие ссылки на ее автора убрали.

А петерь давайте посчитаем.
Стоимость книги в узкоспециальных магазинах (в широкой рознице ее нет) 150-200 руб.
Сторона А потребовала компенсацию именно этой недополученной прибыли - от продажи книг (около 10 000 руб.). Мол, вы отправили ее своим клиентам бесплатно, они ее не купят теперь, мы лишились денег.
НО!
За время работы компании Б по этой схеме, к ним обратились от 20 до 40 человек с просьбой сконтактировать их с автором книги для получения более глубокой консультации (платной. стоимость часа скайп-консультации - от 5000 руб.). И Компания Б без каких-то комисионных направляла желающих напрямую на консультацию к автору, который получал клиентов для дорогих частных консультаций. То есть заработал на приведенных компанией Б людях от 100 000 руб.

Если же подумать дальше внимательно, то видно, что Автор книги, то есть сторона А в нашем примере, стал известен в данной области бизнеса как раз за счет широкого бесплатного распространения в сети своих материалов и книги в первую очередь. Так об авторе узнавали люди, знакомились с его работой и в случае возникновения определенных проблем стремились обратиться именно к автору этой книги (прочитанной ранее). То есть обращались за платной консультацией.
Сейчас же произошло следующее: в перирод кризиса у многих падают или значительно снижаются продажи. Упали они и у Автора, т.к. для некоторых заинтересованных людей платить по 5000 руб. за частную консультацию стало дорого и они просто не готовы на такой ценник. Как себя вести в такой ситуации - каждый решает сам. Но только если видит проблему. Сторона А решила, что проблема падения доходов Автора в том, что он (автор) не получает достаточно денег с продаж книги из-за сетевого "пиратства". То есть Автор посчитал, что в ухудшении его благополучия виновата компания Б (и другие), кто бесплатно раздает книгу и лишает дохода в 200 руб. за экземпляр.
А вот то, что эти же "пираты" привели автору клиентов на 100 тысяч - в расчет не идет. Клиенты на консультацию, видимо, сами как-то откуда-то берутся.
А вот стоило бы подумать - как и откуда.

Для примера: крупные компании об этом думают и умеют считать, именно поэтому практически все крупные производители софта сами (под вымышленными аккаунтами) размещают ключи к своим продуктам на так называемых "софтверных помойках" и потом их (эти ключи, специально в сеть слитые) не блокируют. Также поступают и многие издательства - публикуя целые главы (а порой и книги целиком) в Интернет.
Или они дураки? Нет, конечно, наоборот. Они очень хорошо умеют считать, и прекрасно знают, каким доходом и какой прибылью оборачивается пиар компании,продукта, и т.п. Многие специалисты также делают - выкладывают свои "объекты интеллектуального права" в сеть, а еще и за рекламу этого приплачивают - чтоб как можно больше людей о них узнало как о специалисте. Потому что посчитали, что вместо сэкономленных сотен можно получить тысячи, став признанным специалистом в своей области.

В итоге:

Компания Б договорилась с другим не менее уважаемым автором (в их области бизнеса), который также практикует частные консультации и с  радостью предоставил им для подарка-рассылки свои книги (не одну!).
А Сторона А получила компенсацию несколько тысяч рублей за "недополученную прибыль от продажи книги" и лишилась постоянного источника клиентов на консультацию,  а также, продолжая удалять и портить отношения с другими сетевыми ресурсами, добивается того, что больше об этом авторе, как о специалисте никто не узнает - откуда?
(Кроме того, чтоб купить книгу у спецмагазине, надо тоже знать, что тебе нужна именно эта книга именно этого автора. А откуда люди теперь вообще узнают о существовании такого автора и найдут эти спецмагазины?)

А все потому, что очень многие лезут в бизнес но не научились для начала считать и думать на перспективу.

UPD: вот прямо "в тему" ролик Адобовский попался из серии: внимательно думайте, откуда берутся продажи и доход :)

image Click to view

работа, про уродов и людей, маркетинг

Previous post
Up