★ «Смотри, Дуся, какое общество!»

Mar 05, 2020 16:40


В монографии Кукушкиной приводятся статистические данные о социальном происхождении, национальностях и профессиях женщин, отбывавших срок в АЛЖИРе.
Большинство - рабочие и служащие. Машинистки, зоотехники, врачи, педагоги, музыканты, счетоводы, экономисты, продавцы, химики, ткачихи, портнихи, домохозяйки (в их карточках было указано «без специальности»).
Больше половины - русские, и в порядке убывания: еврейки, украинки, немки, казашки, грузинки, польки, белорусски, татарки, армянки, кабардинки, азербайджанки, латышки, эстонки.
«Смотри, Дуся, в какое общество мы с тобой попали», - Галина Степанова-Ключникова приводит в своих воспоминаниях слова одной из соседок по бараку.

В АЛЖИРе отбывала срок сестра расстрелянного маршала Тухачевского - Елизавета Арватова-Тухачевская, она была подавальщицей в столовой. (Дополнение ниже: 15 человек из семьи Тухачевского были расстреляны или сосланы). Жена одного из председателей ЦИК СССР Михаила Калинина Екатерина работала в бане.
«Под нами (на нижних нарах - МЗ) спала Рахиль Михайловна Плисецкая. Три раза в день она бегала в детский барак кормить грудью сына <...>
В углу барака тихонько шептались между собой жены белорусских поэтов - Вечер, Астапенко, Таубина.
Напротив что-то вязала самодельным крючком Лидия Густавовна Багрицкая, жена поэта Багрицкого. После его смерти она вторично вышла замуж, но все равно получила восемь лет лагерей. По соседству лежала Оля Чукунская (жена военно-морского атташе СССР в Англии и Италии - МЗ)», - пишет Степанова-Ключникова.

На страницах своих мемуаров бывшая узница АЛЖИРа вспоминает и других известных подруг по несчастью: Киру Андроникашвили - княжну из рода Андрониковых и жену писателя Пильняка, мать писателя Юрия Трифонова Евгению Лурье-Трифонову, мать актера Евгения Весника, мать Булата Окуджавы Ашхен Налбандян.

Там же, в 17-м отделении Карлага, отбывали сроки писательница Галина Серебрякова, актриса Татьяна Окуневская, жена члена Политбюро и любимца Ленина Николая Бухарина Анна Бухарина-Ларина, режиссер Наталия Сац, известная певица Лидия Русланова.

Замдиректора по науке музея «АЛЖИР», открытого в Казахстане в 2007 году, Шолпан Смаилова рассказывает в своей статье, что Русланова пробыла в Акмолинском лаготделении недолго - всего несколько месяцев. Она отказалась выступать на смотре художественной самодеятельности заключенных и якобы ответила лагерному начальству: «Соловей в клетке не поет». Вскоре Руслановой заменили 10 лет ИТЛ на тюремное заключение - и изолировали во Владимирской тюрьме. Освободилась она только в 1953 году, после смерти Сталина.
А.Л.Ж.И.Р. Как жил лагерь для жен «изменников родины»

★ Отдельно о репрессиях против семьи Тухачевского. Были арестованы и осуждены почти все члены семьи М.Н.Тухачевского:
мать Мавра Петровна - умерла в ссылке,
жена Нина Евгеньевна - ссылка, лагерь, расстрел,
дочь Светлана - направлена в Нижнеисетский детский дом,
брат Николай - расстрел,
жена брата Николая - лагерь, ссылка,
брат Александр - расстрел,
жена брата Александра - лагерь, ссылка,
сестра Елизавета - лагерь, ссылка,
муж сестры Елизаветы, Арватов, Юрий Игнатьевич - расстрел,
сестра Ольга - лагерь, ссылка,
муж сестры Ольги - лагерь,
сестра Мария - лагерь, ссылка,
муж сестры Марии - расстрел,
дочь сестры Марии - ссылка,
сестра Софья - ссылка,
сестра Наталья - единственная избежала репрессий, приняв фамилию Ростова.

Колымские истории трёх сестер схожи. Об этом можно судить на основании наиболее сохранившегося архива Ольги Николаевны Гейман-Тухачевской. Единственное отличие: других сестер судили дважды, а Ольгу - трижды. Каждый очередной раз приговор ей следовал по окончании срока по предыдущему.
Плата за родство

★ Письмо Виктора Стурита. Мальчик пишет своей матери Кристине Рубен, которая отбывает заключение в Акмолинском лагере жен изменников родины (АЛЖИР). Кристина Рубен была осуждена на восемь лет лагерей в 1938 году - через полгода после того, как ее муж Эдуард Стурит был расстрелян по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации.
Их сын и дочь - Виктор Стурит и Аврора Рубен - оказались в детском доме. Стурит был членом партии и заведовал школьной секцией Латышского культурно-просветительского общества «Прометей».

★ Здравствуй дорогая мамочка почему ты мнье пишиш писма. мамочка ты не знаеш где папа. Мамочка я учусь во 2м класи. мамочка я очень долго болел стригучем лишаем. мамочка я жив и здоровый. мамочка ты писала что утебя нет бумаги. мамочка я тебе пришлю. мамочка я затобой очень скучил. Болше писать нечево.
«Как ты думаешь, папа умер или нет?». Дети пишут матерям в ГУЛАГ

письмо, детство золотое, репрессии, ГУЛАГ, сталинизм

Previous post Next post
Up