Click to view
https://youtu.be/Fl33ryn9Xs8 К разговору .
Размышления Владимира Арнольда. По
ссылке - подробный вариант.
Это социальный вопрос о том, что хвалить и что поощрять.
Универсальные… Всегда существуют такие люди. Но их не замечают. И менее хвалят, и менее поощряют. Они не делают, может быть, карьеры... какого-то узкого достижения рекордного характера в узкой области, с которой потом получат все награды.
Это беда общества, а не беда человечества.
Во всем мире происходит такое. Универсальность плохо и мало оценивается, к сожалению. Нобелевские премии даются за индивидуальные достижения, а не за универсальность.
Пример. В дневниках Леонардо да Винчи имеется описание того, как различать учеников: хорошие и плохие. Он пишет:
«У меня в доме живет пара десятков молодых художников, которых я учу рисовать. Но я не могу тратить на всех одинаковое время. Поэтому очень важно знать, кто из них будет великим художником, а кто нет.
Чтобы тратить больше времени на того, кто стоит этого. И вот какой способ я принял.
Среди художников всегда будет один, который делает натюрморты гораздо лучше других… Его виноград хочется съесть. Другой будет художник, который натюрморты не умеет рисовать, но зато пейзажист… хочется идти гулять в это место.
А третий бывает анималист, который замечательно делает и тигра, и волка, и белку… а портрет человека не может. А есть портретист…
Но кроме этих, которые рекордсмены в своей области, а надо всему этому обучать, всегда есть такой, который не будет лучшим ни в чем. Он не будет делать лучшие натюрморты... лучшие светотени, лучшие пейзажи…
НО! Он стремится хорошо научиться всему.
Вот он-то станет великим. Ему-то и надо посвящать наибольшее время.
Он универсален и потому лучше всех.
Хотя он не достиг такого успеха ни в чем конкретно, он его достигнет позже. И во всем.»