МАТЕРИАЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЛА № 3764 ПОСТАНОВЛЕНИЕ НА АРЕСТ г. Ленинград, 1949 г., августа 11 дня я, старший оперуполномоченный УМГБЛО лейтенант Прусаков, рассмотрев материалы о преступной деятельности Пунина Николая Николаевича 1889 г. рождения, уроженца гор. Хельсинки (Финляндия), русского, гр-на СССР, из семьи военного врача, б/п, дважды подвергавшийся аресту: в 1921 г. за контрреволюционную деятельность (освобожден 5.11. 1921 г. за недоказанностью состава преступления) и в 1935 г. как участник контрреволюционной террористической группы (освобожден 4.XI. 1935 г. по указанию врага народа Ягоды), по специальности искусствоведа, бывшего профессора Лен. Гос. университета им. А. А. Жданова и Академии художеств в Ленинграде <...> нашел
( ... )
На допросе 24.X.1935 г. Пунин показал: У меня по ряду вопросов действительно сложилось отрицательное отношение к руководителю ВКП(б)... которое нашло свое отражение в редких высказываниях по адресу (называет имя руководителя партии и Советского государства). При этом Пунин высказал террористическое намерение по адресу руководителя большевистской партии и Советского правительства. <...> Являясь апологетом формализма, Пунин в своих лекциях, на семинарских занятиях, а также и в научных работах на протяжении ряда лет защищал формалистические принципы в искусстве, преклонялся перед буржуазным искусством Запада и заявлял, что «русское, тем более советское изобразительное искусство является лишь жалким подражанием живописи европейских стран».На основании вышеизложенного постановили Пунина Николая Николаевича подвергнуть аресту и обыску
( ... )
ПОКАЗАНИЯ ПУНИНА Н.Н. Из допроса 14 сентября 1949 г. <...> Безусловно, борьба со сторонниками «правого искусства» и положение на художественном фронте того времени, естественно, толкали меня на обобщения, которые приобретали постепенно политическую окраску. В своих публичных выступлениях и в печати я заявлял, что становится все очевиднее, что в наших советских условиях почти нет людей, для которых искусство могло бы жить, что русскому искусству и русским художникам нечем и не для кого жить
( ... )
«...То, что делается днем - светом, а ночью - темнотою» Дневники и письма Николая Пунина
…Решение разрыва принадлежит, конечно, тоже Ахматовой. 30 июля 1936 года Пунин записывает в дневник: «Проснулся просто, установил, что Ан. взяла все свои письма и телеграммы ко мне за все годы; еще установил, что Лева тайно от меня, очевидно по ее поручению, взял из моего шкапа сафьяновую тетрадь, где Ан. писала стихи, и, уезжая в командировку, очевидно, повез ее к Ан., чтобы я не знал
( ... )
...О жизни Пунина в лагере мы знаем не много, в основном из воспоминаний Анатолия Анатольевича Ванеева. В нем не осталось и следа смятенности и тревоги. Он спокоен, не слишком разговорчив, если только речь не заходит о живописи - тогда да, как и прежде, «мыслит восклицаниями». С кем-то делится едой из регулярно получаемых посылок, кого-то через знакомых пытается пристроить на более легкую работу. Но главное, нет в нем привычной всепоглощающей рефлексии, своим стоицизмом он пытается унять истерию других.
Один московский литературовед, находясь в крайне тяжелом психическом состоянии, восклицал: «Каждому свое. У каждого своя организация души. Кто знает о том, что происходит внутри меня? И что может изменить ужас положения, в котором я нахожусь».
«Полноте, - ответил ему Пунин, - не вы один, все в таком положении. И ужас, когда к нему привыкаешь, уже не ужас. Предаваться унынию не следует ради элементарного самосохраненияЕго философствования носят по большей части успокаивающий, терапевтический характер
( ... )
1923 год, февраль Как, Ан., ты одинока после революции; как мы беспомощны с тобой в жизни, задавлены!
ДНЕВНИК. 1923 год. Другого такого лица нет на земле. Между мной и небом это лицо, как путь в небо, отражающийся в лице. Не скажу - лицо ангела, но лицо крыла ангела. …Счастлив с нею, но несчастен, что не могу быть навеки с нею.
Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ. август 1925 года. Курск Милое сердце мое, оленье нежное сердце, почему не ты со мной на этой земле и под этим влажным, парящим, теплым солнцем. У нас, в городе, нет верной перспективы, Россия не то, чем она кажется там.Утром, как приехали в 6 ч., пошли к ранней обедне в одну из церквей - день Иоанна Воина - очень молился о тебе, за тебя. После молебна священник, служивший, спросил нас - кто и откуда и почему в церкви, и очень радовался, что именно в церковь пришли
( ... )
Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ. сентябрь 1928 года. Больше я уже не жду от тебя писем, «милый демон», и скучаю о тебе покорно, как в тюрьме. Еще шесть дней - и к тебе, к твоим северным серым глазам. Как бы ты меня ни встретила, все равно - к тебе. Но помни: никаких больше разговоров о каком бы то ни было отъезде без тебя. Лучше во вражде и холоде, но с тобою. И больше об этом ни слова. Хоть бы поскорей тебя увидеть. Ан, Сердце! К.-М.
Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ. сентябрь 1929 года. Ну, милый Демон, глупое мое Солнце, или уже не мое, не Демон, не Солнце
( ... )
Comments 16
Reply
МАТЕРИАЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЛА № 3764
ПОСТАНОВЛЕНИЕ НА АРЕСТ
г. Ленинград, 1949 г., августа 11 дня я, старший оперуполномоченный УМГБЛО лейтенант Прусаков, рассмотрев материалы о преступной деятельности Пунина Николая Николаевича 1889 г. рождения, уроженца гор. Хельсинки (Финляндия), русского, гр-на СССР, из семьи военного врача, б/п, дважды подвергавшийся аресту: в 1921 г. за контрреволюционную деятельность (освобожден 5.11. 1921 г. за недоказанностью состава преступления) и в 1935 г. как участник контрреволюционной террористической группы (освобожден 4.XI. 1935 г. по указанию врага народа Ягоды), по специальности искусствоведа, бывшего профессора Лен. Гос. университета им. А. А. Жданова и Академии художеств в Ленинграде <...> нашел ( ... )
Reply
У меня по ряду вопросов действительно сложилось отрицательное отношение к руководителю ВКП(б)... которое нашло свое отражение в редких высказываниях по адресу (называет имя руководителя партии и Советского государства).
При этом Пунин высказал террористическое намерение по адресу руководителя большевистской партии и Советского правительства. <...>
Являясь апологетом формализма, Пунин в своих лекциях, на семинарских занятиях, а также и в научных работах на протяжении ряда лет защищал формалистические принципы в искусстве, преклонялся перед буржуазным искусством Запада и заявлял, что «русское, тем более советское изобразительное искусство является лишь жалким подражанием живописи европейских стран».На основании вышеизложенного постановили Пунина Николая Николаевича подвергнуть аресту и обыску ( ... )
Reply
Из допроса 14 сентября 1949 г.
<...> Безусловно, борьба со сторонниками «правого искусства» и положение на художественном фронте того времени, естественно, толкали меня на обобщения, которые приобретали постепенно политическую окраску. В своих публичных выступлениях и в печати я заявлял, что становится все очевиднее, что в наших советских условиях почти нет людей, для которых искусство могло бы жить, что русскому искусству и русским художникам нечем и не для кого жить ( ... )
Reply
Дневники и письма Николая Пунина
…Решение разрыва принадлежит, конечно, тоже Ахматовой. 30 июля 1936 года Пунин записывает в дневник: «Проснулся просто, установил, что Ан. взяла все свои письма и телеграммы ко мне за все годы; еще установил, что Лева тайно от меня, очевидно по ее поручению, взял из моего шкапа сафьяновую тетрадь, где Ан. писала стихи, и, уезжая в командировку, очевидно, повез ее к Ан., чтобы я не знал ( ... )
Reply
В нем не осталось и следа смятенности и тревоги. Он спокоен, не слишком разговорчив, если только речь не заходит о живописи - тогда да, как и прежде, «мыслит восклицаниями».
С кем-то делится едой из регулярно получаемых посылок, кого-то через знакомых пытается пристроить на более легкую работу. Но главное, нет в нем привычной всепоглощающей рефлексии, своим стоицизмом он пытается унять истерию других.
Один московский литературовед, находясь в крайне тяжелом психическом состоянии, восклицал: «Каждому свое. У каждого своя организация души. Кто знает о том, что происходит внутри меня? И что может изменить ужас положения, в котором я нахожусь».
«Полноте, - ответил ему Пунин, - не вы один, все в таком положении. И ужас, когда к нему привыкаешь, уже не ужас. Предаваться унынию не следует ради элементарного самосохраненияЕго философствования носят по большей части успокаивающий, терапевтический характер ( ... )
Reply
Как, Ан., ты одинока после революции; как мы беспомощны с тобой в жизни, задавлены!
ДНЕВНИК. 1923 год.
Другого такого лица нет на земле. Между мной и небом это лицо, как путь в небо, отражающийся в лице. Не скажу - лицо ангела, но лицо крыла ангела.
…Счастлив с нею, но несчастен, что не могу быть навеки с нею.
Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ.
август 1925 года. Курск
Милое сердце мое, оленье нежное сердце, почему не ты со мной на этой земле и под этим влажным, парящим, теплым солнцем. У нас, в городе, нет верной перспективы, Россия не то, чем она кажется там.Утром, как приехали в 6 ч., пошли к ранней обедне в одну из церквей - день Иоанна Воина - очень молился о тебе, за тебя. После молебна священник, служивший, спросил нас - кто и откуда и почему в церкви, и очень радовался, что именно в церковь пришли ( ... )
Reply
сентябрь 1928 года.
Больше я уже не жду от тебя писем, «милый демон», и скучаю о тебе покорно, как в тюрьме. Еще шесть дней - и к тебе, к твоим северным серым глазам. Как бы ты меня ни встретила, все равно - к тебе. Но помни: никаких больше разговоров о каком бы то ни было отъезде без тебя. Лучше во вражде и холоде, но с тобою. И больше об этом ни слова.
Хоть бы поскорей тебя увидеть. Ан, Сердце! К.-М.
Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ.
сентябрь 1929 года.
Ну, милый Демон, глупое мое Солнце, или уже не мое, не Демон, не Солнце ( ... )
Reply
Leave a comment