Если попытаться найти в сети информацию на тему «Гагарин и религия», то поисковики вывалят массу ссылок на огромное количество ресурсов, где написано, что первый космонавт был страшно воцерковленным человеком, крестил своих и не своих детей, без устали ездил по святым местам и схимницам-пророчицам, радел за восстановление храмов, удачно слетал в космос только потому, что за него молилась мать и т.д. и т.п. Все это подтверждается (если подтверждается) фразами «по словам», фотографиями без указания, когда и где они сделаны, а преимущественно - рассказами некоего В.Петрова и, в меньшей степени, племянницы Гагарина. И все это массово тиражируется на сайтах разного профиля, в т.ч. в вики, в книгах и даже фильмах. Однако так было не всегда. [Spoiler (click to open)]Процесс начался примерно в 2007-2008гг., а до этого все было тихо и интервью с той же племянницей выглядело так (2002г., дата прямо в адресе страницы, заскринено недавно):
Текст: "- А Юрий верил в Бога? - Он был, скорее, атеистом. После полета в космос ничего не изменилось. И когда в город сюда приезжал, то в церковь не ходил. Как и его мать Анна Тимофеевна - тоже не ходила. Я иначе к этому отношусь. Моя заступница - Божья матерь. Посты в семье не соблюдали, но в праздники - на Пасху, Рождество - в доме устраивалось застолье. Юра очень любил студень. Анна Тимофеевна готовила его из говядины, свинины и курятины. Любимый напиток в семье - чай. И песни Гагарин любил петь. После полета познакомился с Пахмутовой, и они подружились. Ему ее песни понравились. Особенно - "Когда усталая подлодка...". http://www.trud.ru/article/15-06-2000/7510_gagarin_ne_byl_babnikom.html
Вот еще отрывок интервью:
Какие фильмы он любил смотреть? Все советские фильмы - и лирические, и комедии, и патриотические. Любил фильмы, поставленные по книгам, часто пересматривал "Повесть о настоящем человеке". Какое было его любимое слово? Работа. Верил ли Юрий Алексеевич в приметы? В то время мы никаких примет не знали и знать не хотели! Какие ласковые слова он использовал, обращаясь к близким? Их было очень много! Дорогой, любимый, солнышко. Маму мою называл Зоюшка, Анну Тимофеевну - мамуля. Меня называл то Томулька, то "моя дорогая", то крестница. Была ли у него какая-нибудь мечта, не связанная с космосом? У него была одна лишь мечта - летать, летать и летать в космос. Для этого он много тренировался и надеялся, что сможет ещё много раз там побывать. Любил ли Юрий Алексеевич анекдоты? Очень любил! Было ли у него хобби? Увлекался фотографией и киносъёмками. Как Юрий Алексеевич относился к животным? Кого только в дом не тащил, привил эту любовь потом и к Гале. То цыплёнка кто-то подарит, а однажды даже маленькую лань подарили! То Валентина Ивановна зашла как-то в ванну, а там утка плескалась. Безумно любил животных! Что больше всего раздражало Юрия Алексеевича? Он очень не любил, когда человек не был хозяином своему слову! Терпеть не мог ложь, а ещё не терпел неуважительного отношения к людям. https://www.metronews.ru/novosti/russia/reviews/v-muzey-imeni-pervogo-kosmonavta-v-gagarine-ezdyat-semyami-1521139/
Итак, Юрий Гагарин - атеист, как и его мать, Пасху и тогда и позже действительно отмечали многие, без особой религиозной подоплеки - сходить на кладбище, покрасить яйца. Не запрещалось, не поощрялось - просто такая традиция. И Гагарин в этих интервью - обычный советский парень, без предрассудков, обычный для тех лет круг чтения, советские песни, стихи и фильмы, увлечение фотографией … Вот, кстати, любимое стихотворение Юрия Гагарина:
АРКАДИЙ КУЛЕШОВ " БАЛЛАДА О КОМСОМОЛЬСКОМ БИЛЕТЕ" Юноша прямо стоит на допросе. Молча стоит он - ни слова в ответ. Немец-фашист докурил папиросу И подает комсомольский билет: - Вот и билет твой, и я предлагаю : Ты откажись, отрекись от него. Жизнь сохранить я тебе обещаю. Жизнь, что на свете дороже всего! Что в нем хорошего? - Книжка, не боле. Книжку сожги и допросу конец. - Нет! Не сожгу! - отвечал комсомолец - Сердце пусть лучше сожжет мне свинец - Сжечь не согласен? Ты в этом уверен? Брось тогда в прорубь своею рукой. - Нет! Я и в прорубь бросать не намерен, Пусть лучше сам я умру под водой. Ладно! По-твоему будет! На этом Длинный и нудный окончен допрос Немцы бойца с комсомольским билетом Босого гонят на лютый мороз. Там он, облитый водой ледяною, К сердцу билет свой рукою прижал, Словно билет под холодной водою Жаркому сердцу остыть не давал. Так он стоял, насмехаясь над катом. Долго по телу струилась вода. Так и остался стоять он у хаты, Словно бы вылитый весь изо льда. Так и стоит, как живой, перед нами, Правой рукой прижимая билет. Он не расстанется больше с друзьями И простоит еще тысячи лет. Но не корой ледяною покрытый Но не облитый водой ледяной - Вылит из бронзы и солнцем облитый, Будет он вечно стоять над землей.
И вдруг как будто кто-то дал отмашку: «Запускайте Берлагу!». И пошли «открытия».
Одна из популярных тем - видел ли Гагарин в космосе бога, говорил об этом или нет. Сейчас подается, например, так: (ссылки не даю, дабы не популяризовать такие ресурсы, привожу точные цитаты; кому надо - легко найдет сам) ««На одном из приёмов в Георгиевском зале Кремля Хрущёв спросил Юру, не видел ли тот в космосе Бога, - вспоминает Алексей Леонов. - Тот, заметив, что Хрущёв спрашивает шутя, возьми да и ответь: «Видел!» Хрущёв посерьёзнел и сказал: «Никому об этом не говори!» На другом приёме в неофициальной обстановке Гагарина спросили, видел ли он Бога. Первый космонавт дипломатично ответил: «Тот, кто не встретил Бога на Земле, никогда не встретит Его и в космосе». Близкий друг Гагарина полковник ВВС Валентин Петров и вовсе считает, что фразу «летал, Бога не видал» произнёс не Гагарин, а Хрущёв».
Оба ничем, кроме своих слов, свои слова не подтверждают. Петров, конечно, в Кремле на приемах не был, а вот Леонов наверняка был, но не при Хрущеве, ведь Хрущева сняли почти за полгода до того, как Леонов полетел в космос. Однако этот момент описан и в книге Ю.Гагарина «Дорога в космос» (да, записанная журналистами с его слов), в книге его матери «Память сердца» (тоже записанной журналистами) и в книге брата Юрия - Валентина - «Мой брат Юрий». Речь там идет об эпизоде во время поездки Гагарина к родителям в Гжатск в июне 1961г. Визит был неофициальный - Гагарин приехал на новоселье, его родителям государство построило новый дом. Вот сканы страниц этих книг:
"- Юра, сынок, ты скажи нам: видел ли ты его? - Кого? - Кого... Ну, его... Господа бога нашего,- решилась наконец тетя Маня.- И как он допустил тебя туда? Юра громко рассмеялся: - Нет, не видел, бабушки, и думаю, вы только не обижайтесь, но думаю я, что его совсем в природе не существует. Старушки смущенно зашептались. - А что, Юрушка,- опять вступилась в разговор тетя Маня,- что это ты, спросить мы тебя хотим, фуражечку совсем не снимаешь? - Извините,- теперь уже смутился Юра, не понимая, к чему задан этот вопрос: может, в невежестве укоряют его старые люди.- Извините, в форме я - положено так. Но так и быть... Он быстро сдернул фуражку, бросил ее на крыло машины. И тут случилось то, над чем мы после долго хохотали. Мария Петровна быстро подошла к нему, подняла руку и дернула прядку волос на его голове. - Что ты делаешь, тетя Маня? - с притворным ужасом закричал Юра.- Ведь больно же! Мария Петровна растерялась до такой степени, что даже расплакалась. - Юрушка, сынок, ты уж прости меня, старуху неразумную. Нам ведь, по темноте нашей, чего только не наговорили. Что наказал тебя господь, без волос оставил, что парик ты носишь, из шерсти собачьей сделанный. А ведь волос-то у тебя свой, настоящий. Мы уже давно вышли из комнаты, стояли на крыльце, и, когда тетка Маня сказала это, грянул хохот. - Наговорили тебе, а ты поверила,- весело рассмеялся и Юра.- Да кто, кстати, наговорил-то, где он, выдумщик этот? Тетка Маня уже оправилась от смущения. - Кто ж его знает, от кого первого слыхано было. Может, и сами мы это придумали. Газет-то - старенькие мы, видим плохо - не читаем вовсе, а вот сойдемся так, посидим на завалинке, погреемся- до чего только не додумаемся... Выходит, неправда все? Валентин Алексеевич Гагарин - Мой брат Юрий - Выходит так. - А ты, Юрушка, не сумлевайся. Я теперь от кого байки про тебя услышу, так тому и скажу: неправда все это. Сама с Гагариным толковала - сосед, мол, он мне, и сама убедилась, что остался он таким, каким с детства его помню. Ни один волос не упал с головы. А вот про бога с батюшкой посоветуюсь. Трудно так сразу-то... Шестьдесят пять лет на белом свете живу, в церковь хожу и богу молюсь. А ты говоришь, не увидал его... Юре, видимо, по душе пришелся этот разговор со старушками. - Знаете, бабушки,- весело пообещал он,- вот чуть-чуть подучимся летать - и вашего батюшку в космос пригласим. Пусть сам убедится, что к чему. А захотите - и вы полетите. Тетя Маня разошлась вовсю: - Я чего? Была бы я помоложе, нешто не полетела бы? Да с тобой, Юрушка, хоть на край света... - Истинную правду Петровна говорит,- дружно поддержали ее другие старушки. Много позже Юра говорил, что в той огромной почте, которую получил он по возвращении из космоса, были сотни писем от недавних верующих, от тех, кто, под впечатлением полета, отрекался от своих былых воззрений." В.Гагарин "Мой брат Юрий".
Книга «Мой брат Юрий» издана впервые в 1972г., книга матери «Память сердца» - в 1983, причем в предисловии указано, что работа над книгой началась в 1980г. Да и книга Ю.Гагарина переиздавалась и в 70-е, и в 80-е, плюс была включена в сборники, например, «Он был первым» (1984г.) И какой Хрущев их-то заставил включить это событие в эти издания? Особенно в 80-е? давно уже был Брежнев, религию не трогали, государство и церковь были настолько лояльны друг к другу, что митрополит Пимен (в этой должности с 1971 по 1990г.) был трижды награжден орденом Трудового Красного Знамени плюс орденом Дружбы народов. «Дотянулся проклятый Хрущев», не иначе))
Воспоминания матери отличаются от воспоминаний брата, что вполне объяснимо возрастом Анны Тимофеевны (в 1980г. ей было 77 лет), либо тем, что такой вопрос задавали Юрию не единожды. А на фото (сделанном, скорее всего, Борисом Гагариным) по выражению лиц хорошо видно, что вопрос был неожиданным и смешным.
Что же касается "крестного". Гагарин старше своей племянницы всего на 13 лет, а в этом возрасте быть крестным не положено. Однако вполне допустимо, что мог, как родственник, присутствовать на церемонии. Обязаны ли все присутствующие быть так уж воцерковленными? И была ли воцерковлена семья Гагарина? Если была, то об этом знал бы весь Гжатск, который, по сути, был большой деревней, население которого в 1959 - 9906 чел. , ну а в 1947, разумеется, еще меньше.
И если бы семья и сам Юрий были сильно верующими, это обязательно отразилось бы в его характеристиках, и под большим вопросом было бы и членство в ВЛКСМ, и в партии, и выбор его Космонавтом №1. «Идеологически выдержан» - была такая формулировка, и, само собой, это учитывалось при выборе того, кто станет Первым. Религиозные деятели, когда говорят о связи Ю.Гагарина и религии, часто добавляют, что это было в период страшных гонений на церковь. И нужно решить дилемму: если гонения были, то верующий человек не мог стать Первым Космонавтом страны и мира, а если Первым стал верующий - тогда какие же гонения? Наоборот))
Тимофей Чугунов в интервью порталу «История.РФ» - о том, каким он запомнил своего друга, космонавта Юрия Гагарина:
«- Некоторые знакомые Гагарина утверждают, что он якобы верил в Бога. Но как-то не очень укладывается в голове: первый космонавт и вдруг - верующий… - Нет-нет, это все выдумки! Религиозным человеком Гагарин никогда не был. Хотя я тоже слышал об этом, и даже от некоторых высокопоставленных лиц. Но поверьте, я прожил с ним бок о бок два года и хорошо его знал. Мы никогда не говорили о вере... У него просто было очень доброе сердце и широкая душа, он всегда стремился помогать людям. Но фанатиком Юра точно никогда не был. В этом отношении он был скорее человеком нейтральным...». https://histrf.ru/biblioteka/b/kakoi-ia-tiebie-iurii-alieksieievich-ia-iurka-intierviu-drugha-gagharina
Ну и, конечно, письмо семье перед стартом - очень важное письмо, в таких случаях пишут о самом важном:
«Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка! Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе те радость и счастье, которые мне выпали сегодня. Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу - проложить первую дорогу в космос! Можно ли мечтать о большем? Ведь это - история, это - новая эра! Через день я должен стартовать. Вы в это время будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее я всегда чувствую вас рядом с собой. В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества - коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю да и не вправе это делать. Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать все до конца. Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то, еще в детстве, прочитал слова В. П. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке. Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы. Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом, ваш папа и Юра. 10.04.61 г.».
Дети, семья, родители, Родина, коммунизм, наука, люди нового общества - вот о чем думал первый космонавт перед первым полетом. Ни налета религиозности. Настоящий советский человек.