Если верить покаянному заявлению этого иранского генерала, то украинский Боинг был сбит по похожей причине как и малайзийский.
Известный блогер Борис Рожин пишет:
На иранском ТВ руководитель аэрокосмических сил КСИР бригадный генерал Амир Али Гаджизаде заявил, что человеческая ошибка, которая привела к гибели украинского "Боинга", связана с действиями расчета ПВО, который ошибочно принял украинский "Боинг" за крылатую ракету на расстоянии в 19 километров.
В условиях отсутствия связи (почему прервалась связь с штабом местного узла ПВО, в КСИР не уточняют - видимо это также будет предметом расследования), командир расчета самостоятельно принимал решение на открытие огня, причем после сообщения о том, что запущена крылатая ракета (пока не ясно, откуда поступила информация о крылатой ракете), от неудачной попытки связаться с штабом до принятия самостоятельного решения на открытие огня прошло 10 секунд.
https://colonelcassad.livejournal.com/5557743.html Моя оценка.
Как и в случае с малайзийским Боингом, сбитым 17 июля 2014 над Донбассом, боевой расчёт зенитной установки был уверен, что наблюдает воздушного противника. И в обоих случаях оповещение о пролёте гражданских судов они не получали -- как положено по Боевому уставу Войск ПВО (мало кто из вас слышал о существовании такой книжицы; а она есть -- как тот суслик). "Отсутствие связи" тут не означает её отсутствие. Связь с вышестоящим командным пунктом была. Оттуда боевой расчёт получил сообщение о подлёте якобы воздушной цели и команду её уничтожить. Но на этом вышестоящем КП не было информации о пролетающих гражданских бортах. Это халатность или некомпетентность тех, кто строил противовоздушную оборону в данном месте. И то, что генерал Амир Али Гаджизаде взял на себя полную ответственность за действия своих подчиненных и заявил, что хотел бы умереть, чтобы не видеть всего этого, мне понятно. Однако поздно он кусает себе локти. Его или офицера на одну ступень ниже объявят одним из виновников этой трагедии. Вероятно, ещё накажут командира зенитной установки -- если будет доказано, что у него была техническая возможность в данных условиях понять, что сопровождаемый его локатором воздушный объект не похож на легитимную воздушную цель. В условиях жёсткого дефицита времени такая возможность отсутствует. Если бы меня пригласили в качестве эксперта на суд над этим несчастным иранским офицером, я бы постарался убедить суд в его невиновности.
Как я уже несколько раз писал, запросить международный транспондер авиалайнера эта зенитная установка не могла из-за отсутствия на ней соответствующей аппаратуры. Казалось бы, что московский НИЭМИ, разработчик ЗРК Тор и Бук, мог включить такую аппаратуру в оба эти ЗРК. Однако это дало бы возможность воздушному противнику притворяться гражданскими воздушным судами. По этой причине разработчику ЗРК использование такой аппаратуры заказано не было. Поэтому для предотвращения таких трагедий придётся менять протоколы взаимодействия элементов всей системы.
В правильно организованной системе ПВО по существующему протоколу гражданские воздушные суда определяют не по сигналу транспондера, а по заявкам, которые заранее от операторов воздушных судов через ИКАО получает гражданская система управления воздушным движением. Радиолокаторы системы УВД запрашивают транспондеры для получения информации с бортов во время их пролёта. Офицер ПВО, дежурящий на региональном центре УВД, сверяет её с заявками и передаёт оповещение на ближайший КП системы ПВО бригадного или более высокого уровня. И уже там рассылают оповещения тем, кого они касаются. И тогда оператор ЗРК увидит на индикаторе своего радара возле отметки от воздушного объекта маркер, что это гражданский борт. Судя по событиям, ни под Донецком (из-за излишней секретности), ни возле Тегерана (из-за рукожопости) такого взаимодействия, очевидно, налажено не было.
Позже выяснилось, что боевой расчёт иранского ЗРК Тор, только что прибывший на назначенную ему позицию, в спешке неправильно выполнил топопривязку или вообще её не сделал. Направление, которое они считали северным, на индикаторах воздушной обстановки реально смотрело приблизительно на Запад. Поэтому украинский авиалайнер, который летел курсом на Север, для оператора боевой машины выглядел как летящий на Восток. А на Востоке от точки стояния ЗРК находился город Тегеран. В условиях тогдашней напряжённой обстановки он выглядел как угроза. Поэтому был сбит двумя зенитными ракетами. Трагедия произошла из-за низкой подготовки боевого расчёта и отсутствия чёткого взаимодействия с вышестоящим командным пунктом ПВО.