А вот еще интересно...

Oct 29, 2011 04:11

Есть 2 "ответвления" шпионских романов. Первое - это когда шпионы очень "высокотехнологичны" (тот же "Синий Тарантул" Ланина). Не менее высокотехнологичны (что не удивительно) и их противники. Второе - когда практически никаких хитроумных приспособлений в поле зрения не оказывается (те же Шмелев с Востоковым ( Read more... )

Советская литература, Ланин, Филологическое, Шмелев и Востоков, Шпионское, Детективы

Leave a comment

dkluger October 29 2011, 07:22:26 UTC
Строго говоря, советский шпионский детектив первоначально появляется, в основном, из НФ ("Тайна двух океанов", "Изгнание владыки" и т.д.). Строго говоря, и "Смерть под псевдонимом" - тоже НФ-боевик (проблема абсолютного двойничества и замена людей их точными двойниками). Не удивлюсь, если высокотехнологичные шпионские детективы относятся к более раннему периоду (40-е - 50-е годы), а "простые" (условно-психологические) - к более позднему.

Reply

silent_gluk October 30 2011, 00:16:56 UTC
Я по тупости своей даже не всегда могу отличить НФ от шпионского детектива. Вот тот же Ланин, к примеру...

Насчет дат - была у меня такая мысль, но вот "Тайна Стонущей пещеры" - 1958 год, всего через год после "Синего Тарантула", а там техники почти нет. С другой стороны, можно предположить, что у Шебалова шпионская линия - лишь одна из нескольких равноправных (в отличие от Ланина). С третьей стороны - "Нокаут", тоже лишенный "технологичности" (1959). (С четвертой стороны - вообще довоенная "Судьба барабанщика"). Это я так, то что сразу вспоминается, называю. Но вообще надо бы на досуге покопаться.

Reply

dkluger October 30 2011, 06:14:13 UTC
В литературе, все-таки, не бывает 100% чистоты. То, что НФ характерна для раннего, не означает что только НФ и характерна. И наоборот.

Reply

silent_gluk November 9 2011, 23:55:51 UTC
А кстати, как сейчас с НФ в шпионском романе? И как с ней было на Западе?.. (Мне упорно глючится, что, скажем, у Флеминга "техническая подкованность" - признак как раз противника, но с фактами доказывать не берусь)...

Reply

dkluger October 30 2011, 06:17:16 UTC
Опять-таки, говорить, наверное, следует немного о другом. Ранний шпионский роман - чистая утопия, а для утопии характерны элементы НФ (я писал об этом в статье "Потерянный рай шпионского романа"). Более поздние шпионские романы частично теряют черты утопии (заодно и черты НФ), и обрастают психологичностью.

Reply

silent_gluk November 9 2011, 23:54:23 UTC
А почему утопия? Из-за четкого противопоставления ("наши - хорошие, не наши - плохие")?

Reply

silent_gluk November 10 2011, 23:13:43 UTC
Спасибо!

Reply

dkluger November 11 2011, 11:07:10 UTC
А это - в дополнение:
http://dkluger.livejournal.com/205776.html

Reply

silent_gluk November 12 2011, 21:11:01 UTC
Спасибо! А романы про разведчиков ("реалистические", в смысле) я как раз не очень люблю...

Reply

dkluger November 13 2011, 05:46:26 UTC
На самом деле, они тоже фантастические. Это типичные антиутопии.

Reply

silent_gluk November 13 2011, 22:45:19 UTC
Это я поняла... Но надо же было как-то "отмежеваться" от "Трудно быть богом" и ему подобных, которые мне как раз нравятся... Иногда...

Reply

dkluger November 14 2011, 06:28:43 UTC
Так ведь "Трудно быть богом" - это как раз и есть "роман о разведчиках".

Reply

silent_gluk November 15 2011, 21:11:48 UTC
Вот в фантастике - люблю, а в "реалистичном сеттинге" - почему-то нет. Сама не понимаю, почему...

Reply


Leave a comment

Up