Jul 07, 2009 05:17
Забавны рассуждения главного героя. Если восхищение нетронутой дикой природой еще понятно (гм... попыталась вспомнить... кажется, персонажи, попадающие из средневековья в наше время, машинами и т.д. отнюдь не восхищаются, кстати говоря. А вот "попаданцы" _в_ средневековье дикую природу весьма ценят), то его мысли о "человеческой природе" выглядят весьма странно.
"“Чувство любви к ближнему, позабытое людьми, - задумался Долф, - ну не полностью, конечно, забытое. Вон в двадцатом столетии целая система общественного обеспечения не дает умереть с голоду инвалидам, больным, неимущим, которых в прежние времена ждала неминуемая гибель… Все так, но куда же делась любовь, просто любовь к человеку, ради спасения которого дон Тадеуш готов пойти даже на обман. Мы забыли о ней, подменив теориями, которых у нас в десять раз больше, чем самого чувства”."
Ладно, не буду поминать отца Ансельма и др., в действиях которых было как-то маловато любви к ближнему. Но простая арифметика: скольких Долф знал _лично_ в своем времени - и со сколькими столкнулся в ходе крестового похода?
Кроме того, что называется, "пусть посмотрит на себя". Скольких он сам спас - да, может быть, руководствуясь не "любовью к ближнему", а "чувством долга" (хотя я бы не поручилась за то, что это чувства разные; может, они просто называются по-разному). А ведь он позиционируется как "примерно средний школьник" - ну, любитель истории. Но о его _особых_ душевных качествах не говорится. (Правда, и о _неособых_ - тоже).
"Так ли уж все изменилось во времена Долфа? В двадцатом веке на большей части земли власть имущие тоже не отказывали себе ни в чем, обрекая простой народ на бедность, голод и нищету. Тех, кто осмеливался восстать против заведенного порядка, ждали тюрьмы, страдания, гибель. В этом отношении век двадцатый был немногим гуманнее и цивилизованнее тринадцатого - подтверждения тому Долф встречал в телепередачах. Люди тоже изменились ненамного: лживость, эгоизм, злоба им были свойственны по-прежнему. И в двадцатом веке точно так же гибли народы, целые государства подвергались опустошению во имя какой-либо идеи, ради обогащения, ради борьбы за власть. Конечно, теперь народы ожесточенно сопротивлялись диктатуре или эксплуататорскому режиму, но ведь и населения на земле прибавилось вчетверо, а вместе с тем изощреннее стали и формы угнетения народа. Раньше с инакомыслящими расправлялись каленым железом - теперь им грозит электрический стул. И так ли уж велико различие между средневековым крепостным, которого подгоняет хозяйский кнут, и современным рабочим, над которым висит угроза безработицы? И того и другого безжалостно эксплуатируют, одновременно суля пряник: райскую жизнь и христианские добродетели - крепостному, тотализатор [11] и прибавку к отпуску - фабричному рабочему. Но свободен ли каждый из них? И современники Долфа, и те крестьяне, которых он видел на господских полях, одинаково вынуждены трудиться на хозяина, зарабатывая себе на жизнь.
Если кто и был воистину свободен, то это, пожалуй, лишь маленькие крестоносцы, увлеченные в дальнее странствие прекрасной мечтой. Да, они страдали от непогоды и лишений, тысячи опасностей подстерегали их, они становились добычей диких зверей, но разве не сами они приняли решение отправиться в Иерусалим? Все эти бродяги и нищие сироты, беглые крепостные, сознательно сделали свой выбор и сами расплачивались за его последствия. Сознавая, что не каждому из них суждено дойти до конца, они все же упрямо рвались вперед. Тот, кто больше не верил в легенду об Иерусалиме, тоже был свободен в своем решении повернуть назад, как это сделал Фредо, за которым ушли восемьсот ребят. У Долфа потеплело на душе, когда он впервые понял, что означает на деле крестовый поход для этих обездоленных, которым еще никогда не доводилось самим решать свою судьбу. Одного глотка свободы оказалось достаточно, чтобы превратить никому не нужных, замученных тяжким трудом детей в крепкую армию, которую не свернут с пути любые преграды и лишения. И все же не одна только фанатичная вера гнала их в дальнюю дорогу: крестовым походам к этому времени было уже более столетия, интерес к ним должен бы и поубавиться. Возможность отдать за веру Христову свою жизнь не воодушевляла теперь и взрослых, а этот поход захватил детей! Они ощутили свободу и надежду на иную счастливую жизнь."
И это при том, что он сам неоднократно отмечал жесткие сословные перегородки средневекового общества!
Если это мысли _главного героя_ - то все нормально. В конце концов, ему только 15 лет. А вот если это мысли автора, вложенные в уста персонажа...
Кстати, об авторе и персонаже. Автор был милостив к главному герою: его нашли тогда, когда его "подопечные" уже оказались более-менее устроены. А если бы его нашли парой недель раньше?...
Фантастика,
История,
Бекман,
Цитаты,
Книги