П.Мочалов, "Танкист Мордора"

Mar 12, 2018 13:56

На волне "послевесконья" прочитала сабжевый текст (и если хотите спросить, почему именно его, то лучше не надо - все равно не отвечу).

Заодно ознакомилась с модным ныне жанром "про попаданцев" (а то раньше я только "классику", типа "Янки..." читала; хотя, конечно, Панкеева...).

По отзывам о жанре в целом я ожидала "ужас-ужас-ужас", и мои ожидания были жестоко обломаны: ну да, так себе, не шедевр (хотя ждать шедевров в серии "Новый фантастический боевик" - это оптимизм). Но и не кошмар.

Во-первых, я там не заметила "терапевтичности" (это когда наказываются враги лично автора, "реальные" - типа обхамившей продавщицы - или "воображаемые" - типа НАТО, СЕАТО, коммунистов, монархистов... нужное подчеркнуть, недостающее вписать; я не утверждаю, что НАТО, СЕАТО и прочие не существуют, но считать их _своими_ _врагами_ - как по мне, есть в этом что-то странное). Это бодро вознесло текст (относящийся к современной российской фантастике) в район "среднее". Утопичности и построения идеального общества при активном участии попаданца тоже не было - текст прополз по шкале еще выше. Герой - не идеальный "Марти-Стю"?.. И не поучает аборигенов? Ползи, улитка, ползи по склону Фудзи, до "хорошее" уже немного осталось.

Во-вторых, автор пытался - ну, в меру своих сил - ставить перед читателем морально-этические проблемы, а перед персонажем - не самый простой выбор.

Так что по совокупности - я бы сказала, что "аппер миддл", хоть и троечка - но с плюсом (за идеи; и за знание одного факта, о котором я скажу ниже; ладно, за почти-не-магичность будет еще плюс-в-уме). А то и четверка, хотя с длинным минусом (за язык, в основном).

Собственно сюжет: поздний СССР, война в Афганистане еще идет, но и Перестройка уже началась (хотя что некому танковому училищу до нее...). Танковое училище (и, соответственно, все то, что так красиво выглядело в советской литературе - от "воспитания коллективом" до "освоения основ техники" - и, как подозреваем мы с автором, в реальности могло выглядеть... несколько иначе), курсант первого года обучения (или как там это называется?), звезд с неба не хватающий, скорее, напротив, ближе к отстающим (не только в плане учебы, а и вообще, откуда и проистекают все его проблемы - с девушками, например), выходец из не слишком благополучной семьи и среды (и что ж его занесло в танковое училище? Ну явно ж армия - не его. В гражданский вуз не сумел поступить? Или тогда студентам отсрочку от армии не давали?)...

И - Мордор начала-середины Второй Эпохи (это "когда Нуменор") и тамошний лидер (предсказуемо - Саурон, он же Гортаур, он же Аннатар, он же много кто еще), ведущий борьбу против эльфов (с прицелом - в перспективе - распространить свою власть на всю Арду, включая вышеупомянутый Нуменор, а там и о Валиноре можно будет подумать), но с несколько переменным успехом. Оный Саурон как-то осознал, что при паритете вооружений эта песнь имеет неприятно много шансов стать вечной. Нужен прорыв. Обеспечить его силами мордорских умельцев как-то не получается (может, потому, что танк, самолет или что-нибудь еще такое же хорошее и полезное со средневековыми технологиями мало того что фиг сделаешь, так еще и не очень придумаешь), значит, нужна помощь извне.

Времени много, спешить бессмертному некуда... И раз в 33 года он предпринимает попытки добыть из нашего мира (или из будущего, если считать Арду - Землей) что-нибудь в этом плане полезное. Однажды вот эшелон боеприпасов добыл. Ну а в очередной заход - учебный танк с курсантом-танкистом. Но танк с даже Очень Много боеприпасов - это, в общем, большая куча железа без существа, которое Этим сумеет управлять. А вот с существом - это именно то слово военной техники, на которое противнику нечего ответить (и именно то, чего Саурон хотел). (В сущности, учитывая проблемы с горючим, ему крупно повезло - танк хоть на платформе можно транспортировать; а то добыл бы самолет - и???).

Поскольку без водителя (а также наводчика, стрелка и проч., можно в одном лице) танк не слишком полезен, лояльность нашего героя надо обеспечить любыми методами. Они и идут в ход: показывается, как поступают с теми, кто идет против воли Повелителя (главный герой впечатлителен, да и _специалисты_ свое дело знают не только со стороны физической), потом показывается (более наглядно), что ждет тех, кто служит верно (по классике пирамиды - еда, женщины, поместье... Может, что и еще было бы). Попутно все это сопровождается "политической подготовкой" на тему "какое идеальное государство Мордор, как хорошо под его властью будет всем" (правда, автор - явно не "чернокнижник", поэтому у читателя складывается прямо противоположное ощущение, подкрепляемое показом мордорской жизни и кое-чем еще, но об этом будет ниже - если не забуду), вступающей в противоречие с уже усвоенной политической подготовкой на тему "борьбы классов" и всего такого.

Ну так вот, пока наш герой пытается понять, куда его занесло (и вот тут - самое место помянуть тот самый факт, про который я говорила в начале: автор знает, что "Властелина Колец" в СССР издавали странно, редко, вразброс, а "Сильмариллион" вообще издали только в 1991, так что наш герой всеведением отнюдь не обладает, да и вообще книгами он как-то особо не интересовался, хотя Лема читал), как выкручиваться и надо ли выкручиваться вообще или пусть все идет как идет, а Повелитель вечно прав, противники постепенно осознали, что да, танку, танковой пушке и снарядам им возразить нечего, а вот "битву за людские (в широком смысле слова) умы" - "умеем, любим, практикуем", и еще посмотрим, кто сильнее. Так что пока войско Повелителя идет от победы к победе (кстати, как я уже говорила, приятно отметить малое количество магии в романе, а большое - описания технических приспособлений, инженерных войск и т.д.), наш герой (кстати же, его зовут Сергеем Владимировичем Поповым) мог бы ощутить себя "уснувшим в Армагеддоне", но, к счастью для него, обе противоборствующие силы действуют тоньше, в сущности, играя на инстинктах и чувствах (задумчиво: пожалуй, эльфы все-таки больше на чувствах, причем даже лучших; инстинкты - это по части Саурона). Постепенно он решает, что "два крестоцветных по содержанию сахаров отличаются незначительно" (вот есть выражение, "у каждого - своя правда"; так вот, тут у каждого - своя неправда; ну, если верить увиденному С.В. и не вдаваться в конспирологию), что поделать с этим фактом он не может ничего, а вот с собой (и заодно - с супероружием) - может. И делает. (Что характерно, средством для этого его снабдили эльфы и Саурон, без помощи что одной, что другой стороны фокус не получился бы; впрочем, решение было "честным", фокуса С.В.Попов не ожидал и на него не рассчитывал; видимо, это бонус от Эру/автора за правильное решение.)

Ну и классический вопрос: "А ты, бы, читатель, что бы решил?"

Любопытно отметить, кстати говоря, такую деталь из жизни "идеального государства". Даже самые верные слуги его (Гудраг, скажем) будущее свое пытаются строить как-то вне его (см. историю Гудрага и Снежинки). И даже внутри человеческая натура "винтиков" берет свое (выгадать, выкрутиться, словчить... Впрочем, и "положительные" черты проявляются хотя реже; задумчиво: а вот в "классических антиутопиях" - "Мы", "Дивный новый мир", до какой-то степени - "1984" - "роковой" тоже оказывается любовь, но не помню я там стремления словчить... выборка мала или время написания влияет?), несмотря на процветание слежки, доносов и прочих атрибутов _серпентария_ (хотя за что обижать змей...).

P.S. Кстати, не знала, что одно из имен Саурона, причем изначальное, - Майрон. Благодаря прочтению книги у меня появилось новое знание. Автор крут...

Фанфики, Толкин, Фантастика, Мочалов, Книги

Previous post Next post
Up