"Эмма" - 2

Oct 04, 2020 13:35

Продолжаем разговор об экранизациях.

Следующая после двух фильмов 1996 года появилась через 13 лет, в 2009, и это был мини-сериал с Ромолой Гарай в заглавной роли, режиссёр Джим О’Хэнлон. То, что Эмма опять блондинка, меркнет перед тем, что в целях, видимо, упрощения и приближения героини к зрителям её напрочь лишили манер.




Эта Эмма естественна и непосредственна, но невежлива, неизящна до неуклюжести и неуместно простодушна. Даже когда Харриет приходить просить совета насчёт предложения от Роберта Мартина, эта Эмма она выглядит куда более искренно и менее манипуляторски, чем все остальные (включая книжную). А когда появляется миссис Элтон, это уникальный случай, когда Эмма правда выглядит на её фоне неловкой и не знающей, как себя вести. Она просто неприлично много говорит о Фрэнке Черчиле (впрочем, Эмма-Бекинсейл тоже прямым текстом прилюдно заявляла, что у неё на него виды, что фейспалм). И мистеру Элтону эта Эмма даёт все поводы рассчитывать на благосклонность, ей даже Джон Найтли выговаривает за то, как неподобающе она себя с ним ведёт. А о мисс Бейтс Эмма отзывается в духе своей грубой шутки на пикнике с первых же сцен, в том числе вполне в лицо, так что даже непонятно, почему потом вдруг мисс Бейтс на это обижается больше, чем сто раз до того. И пока мистер Найтли её не отругал, Эмма сама и не жалела, что обидела человека. Простота хуже воровства, в общем, какая-то.

В общем, не похожая сама на себя главная героиня - это первый недостаток экранизации. Второй - тут перепутали, какого автора снимают. В смысле, решили делать упор на социальные темы, в качестве социальных тем пошли бедные разлучённые с родными семьями и растущие в чужих людях дети. Эмме де повезло, она лишилась матери, но хотя бы росла дома, а вот бедняжек Фрэнка и Джейн отдали чужим людям, и только в конце эти двое наконец обретают вместе свободу от всяких покровителей и возможность быть собой.



Несчастные дети и ещё бедность - и получилась такая слезливая сентиментальная диккенсовщина. Сложно представить что-то более далёкое от Остин, честно говоря. Диккеннсовского юмора при этом, естественно, не завезли, а остиновский в основном растеряли, как обычно.



И мисс Бейтс (Тамсин Грейг) тут такая бодрящаяся бедняжечка, вся её нескончаемая болтовня - это постоянные попытки саму себя утешать, подбадривать и настраивать на позитивный лад.

Из других персонажей тут практически идеальная Харриет (Луиза Дилан) - идеальная по типажу, нежная блондинка ангельского вида и с соответствующим милым нравом.



Очень удачная миссис Уэстон (Джоди Мэй) - она куда моложе остальных исполнительниц этой роли, видимо, поступила на своё место в доме Вудхаузом она лет в 20, и это отлично сочетается и с фоновыми представлениями из других романов (начиная с "Джейн Эйр",), и с историей Джейн Фейрфакс.Вот она действительно производит впечатление настоящей леди своими манерами, остаётся только жалеть все 4 серии, что воспитать Эмму ей так и не удалось.



Сама Джейн мне не особо понравилась. Играющая её Лора Пайпер в лучшем случае хорошенькая, а не красивая, но главное, вместо сдержанности у неё нервность и запальчивость, она весьма активно кидается отбиваться от навязчивой заботы миссис Элтон и так далее.



Мистер Элтон у Блейка Ритсона вышел весьма выразительным и однозначно неприятным. Не могу не отметить, что остальные персонажи во всех экранизациях разные, а вот Элтон с дивным постоянством оказывается бледным, темноволосым и темноглазым (притом что про него, насколько я помню, в книге сказано исключительно, что внешность у него выигрышная). Ну вот смотрите сами (2000, 1996, 2009 и 1996):









У Фрэнка Черчилла (Руперт Эванс) главная отличительная черта - подчёркнутость этой вот темы оторванных от семьи детей, и его сомнительное поведение исподволь объясняется именно этим, что несчастному пришлось приспосабливаться к жестокому миру.



Конечно, в этой истории цыгане просто не могли не нападать толпой и натурально грабить, как без этого.
А сцена на балу, наоборот, выглядит невыразительно. Начиная с того, что все участники стоят так, что вообще непонятно, как они друг друга услышали.

Мистера Найтли играет Джонни Ли Миллер. И всё б хорошо, но почему он с самого начала и всё время ходит с постоянно раздражённым и недовольным лицом? Мистер Найтли не был брюзгой!



Скорее трогательным и вызывающим сочувствие, а не комичным, как в предыдущих вариантах, чудаком оказывается мистер Вудхауз, чьи тревоги о всеобщем здоровье кажутся тут менее нелепыми.



И из них вырастает отсутствовавшая тема затаённой неудовлетворённости Эммы своей жизнью и мечты вырваться посмотреть мир, в то время как отец предпочёл бы, чтобы она вовсе не выходила из дома. И в конце в качестве свадебного подарка мистер и миссис Найтли едут к морю.
И ещё диалоги местами топорны. Несмотря на всё это, обаяние у этой экранизации, бесспорно есть, я смотрела не без удовольствия. Но недостатков - море.

Ещё 11 лет, и весной этого года вышла "Emma." (a period film, поэтому - точка = period), режиссер Отем де Уайльд (впервые женщина). Об этом фильме я писала, сразу, как посмотрела - вот этот пост

Недостатки этой экранизации - Эмма-блондинка, некрасивая Харриет и сильно сокращённая история Джейн Фейрфакс.




Достоинства - роскошная визуальная сторона, переданный остиновский юмор, отлично подобранные примерно все остальные. В моих заметках по этому фильму нет фразы "местами неуклюжий текст" - во всех остальных есть.



Весь бал - эмоциональный и яркий, как ему и стоит быть. И в кадре нет никаких цыган, ура!



А ещё здесь очень умно использована телесность - она играет то на юмористическую сторону, то на эмоциональную, одновременно показывает персонажей живыми и "такими же как мы" людьми под изящным антуражем эпохи регентства и вводит в историю оттенок страстности и чувственности, которые проявляются в мелочах и поэтому не нарушают, а отлично вписываются в целое.

В общем, подводя итоги...
но пусть уж итоги отдельным постом, как и у "Много шума", сделаю это традицией)

около кино, остин, около книг

Previous post Next post
Up