RS. Информационная система Dodo IS

Oct 03, 2013 22:32


В чем особенность нашего подхода?

Dodo IS то не просто программа, которая существует отдельно от бизнеса. Dodo IS - это неотъемлемая часть бизнеса. Это «пятый элемент». Вместе с нашими уникальными бизнес-процессами Dodo IS образует целостный производственно-программный комплекс. Dodo IS вплетена в наши бизнес-процессы на всех уровнях - кухни, смены, пиццерии, локальной и федеральной сети.

Когда в команду проектировки Dodo IS приходят аналитики, очень важно чтобы они приняли нашу бизнес-идею. Мы не просто автоматизируем существующие бизнес-процессы. Мы изобретаем - меняем бизнес, используя доступные нам технологии. Я часто сталкивался с таким подходом: «Мы пойдем на производство, поговорим с «пользователями» и автоматизируем процессы». Но наша главная цель - не просто автоматизировать то, что уже есть, а создать что-то новое. «Люди» не могут попросить то, о чем они не знают. Аналитик Dodo IS - это изобретатель. Он не просто создает программу - он может менять сам бизнес. Именно поэтому тот, кто создает Dodo IS, должен быть сам «пользователем», должен быть очень-очень сильно погружен в бизнес. В первую очередь он должен решать конкретные производственные и бизнес-задачи.

Какую задачу для бизнеса это будет решать? Как это поднимает эффективность? Эти вопросы мы задаем себе при разработке Dodo IS. В зависимости от ответов расставляем приоритеты. Я много рассказывал о системе трекинга, которая позволила нам поднять производительность на кухне. Сейчас я расскажу о блоке «Персонал», который мы начали тестировать в Сыктывкаре.
  • Dodo IS. Блок «Персонал»

  • Итак, какую главную задачу для бизнеса решает блок «Персонал»?

    Добиться максимальной производительности труда в пиццерии при сохранении стабильного качества продукции, используя доступные на текущий момент человеческие ресурсы.

    Каждая часть этого тезиса имеет важное значение:
  • добиться максимальной производительности труда,
  • при сохранение качества продукции,
  • используя доступные человеческие ресурсы.

  • Что такое «производительность труда»? Это количество единиц продукции, произведенных одним сотрудником в единицу времени. Например, в прошлую пятницу 27 сентября пиццерия в Сыктывкаре произвела 440 пицц. Это реальные данные за конкретный день. Вот «скринпринт» из нашей системы:



    Увеличить

    При этом в течение суток на кухне работало 28 сотрудников, включая кассиров и менеджеров (не включая стажеров и, конечно, курьеров), что составило 210 человеко-часов.

    Таким образом, производительность труда за сутки 27 сентября в пиццах в ресторане на ул.Первомайской в Сыктывкаре составила - 2,09 пицц в час на человека. Чтобы понять, много это или мало, необходимо измерить «производительность труда» в деньгах, ведь мы производим и продаем не только пиццы, а почасовая ставка сотрудников не одинакова. Для этого мы используем показатель labour cost. Это доля расходов на оплату труда сотрудников в общей выручке.

    Стоимость труда работников кухни в сыктывкарской пиццерии 27 сентября составила - 28 325 рублей (включая налоги), а общая выручка - 240 023 рублей. Соответственно labour cost - 11,8%.

    От чего зависит производительность в нашем бизнесе? Самый очевидный ответ - от скорости работы сотрудников. А вот и нет. Это не главный фактор. Итоговая «производительность», выраженная в хорошем labour cost, зависит от правильно составленного графика смены.

    Если вы выведите на смену много сотрудников, а заказов будет мало, то эффективность труда будет низкой, как бы интенсивно не работали люди. Если вы поставите мало сотрудников, а заказов будет много, у вас упадут качество и сервис. Таким образом, необходимо достичь баланса - на смене должно быть оптимальное количество работников, при этом поток заказов в различные часы разный, поэтому оптимум для каждого периода свой. А как рассчитать оптимум? Необходимо определить нормы производительности, другими словами, ответить на вопрос: сколько максимально продукции в час должен производить, с нашей точки зрения, сотрудник, чтобы при этом не страдало качество.

    Как же Dodo IS может повлиять на производительность труда?

    У нас розничный бизнес. Мы можем прогнозировать поток заказов на основе статистики в различные дни и часы. Значит Dodo IS на основе установленных норм производительности и статистики продаж может помочь составить оптимальный график, при котором эффективность труда будет стремиться к максимальной и при этом не будет рисков потери качества.

    Например, мы прогнозируем на основе статистики, что в среду с 10 до 11 утра в конкретной пиццерии закажут 20 пицц. Мы определили, что один пиццамейкер на станции «горячий цех», где производится пицца, может сделать 10 пицц в час без потери качества. Это наша норма. Значит, с 10 до 11 утра в «горячем цеху» должно быть 2 пиццамейкера.

    Кажду пиццерию в зависимости от размера мы делим на «станции». Для каждой станции устанавливаем свои нормы производительности. Так, например, на станции «менеджер смены» может быть установлена норма - всегда один человек независимо от объема продаж. На станции «касса» норма может быть установлена не от количества продуктов, а количества от заказов.

    Но здесь надо учитывать еще один фактор. Менеджер, который составляет графики, работает в условиях ограниченных ресурсов. В реальной жизни он не может всегда вывести на смену столько людей, сколько ему рекомендует система. Людей не хватает, они болеют, сдают экзамены, не могут работать более 8 часов или 6 смен подряд, не хотят работать короткие смены. И здесь нам может очень сильно помочь система! Она предложит оптимальный график в условиях имеющихся человеческих ресурсов и возможностей.

    С помощью Dodo IS мы создаем простой и удобной инструмент для решения этих задач, при чем инструмент максимально адаптированный под специфику именно нашего бизнеса.

    Напомню, что главная задача:

    добиться максимальной производительности труда в пиццерии при сохранении стабильного качества продукции, используя доступные на текущий момент человеческие ресурсы.




    При составлении графиков мы используем данные о погоде, так как она влияет на скачки спроса, динамику продаж прошлых периодов, анализируем показатели labour cost (LC - стоимость труда сотрудников кухни к общей выручке) и DC (delivery cost - стоимость труда курьеров к выручке на доставку) за прошлые дни.



    Увеличить

    Для линейных сотрудников пиццерии в Dodo IS создан специальный интерфейс. Они смогут зайти из дома на наш сайт (а Dodo IS это и есть сайт) и составить «карту возможностей», то есть указать дни, когда они не могут работать. На основе этих возможностей, норм производительности для каждой станции, квалификации сотрудников и прогноза продаж Dodo IS предложит менеджеру оптимальный график. Менеджер сможет его подкорретировать в ручную, учитывая тренды, прогноз погоды или какие-то другие факторы.

    Интерфейс для линейных сотрудников:










    Интерфейс менеджера для составления и корректировки графиков смен:







    Таким образом информационная система реально влияет на увеличение эффективности и прибыльности «Додо Пиццы», так как стоимость труда являются одной из главнейших статей расхода для нашего бизнеса. Мы называем это «dodo-эффект». Серьезного dodo-эффекта мы уже добились с помощью блока «трекинг» в увеличении производительности кухни. Планируем добиться dodo-эффекта в материальном учете, еще одном важнейшем блоке, который сейчас активно разрабатывается.

    Когда мы начали делать Dodo IS, я и не предполагал, какого масштаба все это достигнет. Сейчас я понимаю, что фактически мы делаем свою «облачную» ERP-систему. Параллельно с сетью пиццерий мы создаем серьезный информационный продукт.

    На 1 октября 2013 года в создание Dodo IS инвестировано 11 630 366 рублей живых денег. Много это или мало? Мое мнение, мы работали эффективно и добились хороших результатов. Наша система еще не идеальна, многое еще предстоит сделать, но она уже работает и приносит деньги бизнесу. Сегодня Dodo IS бесперебойно обслуживает 9 пиццерий. Это программный комплекс, который объединяет все пиццерии, офисы, кол-центр, сайт в одну сеть. В Dodo IS принимаются заказы на розничных кассах, в колл-центре, на сайте. В Dodo IS идет управление изготовлением всех продуктов на кухнях всех пиццерий. В Dodo IS создаются маркетинговые акции. В Dodo IS осуществляется управление персоналом, фиксация сотрудников на смене, мотивация. В Dodo IS есть аналитика, отчеты, CRM. И все это в онлайне по всей сети. И мы движемся дальше. С сильной командой и, как показала практика, в правильном направлении.

    Больше о Dodo IS:
  • Путь Додо - общая идея
  • Общая информация, структура
  • Трекинг заказов - концепт
  • Прием заказа, трекинг, маркетинг
  • Трекинг - dodo-эффект
  • Время изготовления продуктов
  • Кассовый модуль
  • Сайт

  • Команда Dodo IS на 1.10.2013
  • Федор Овчинников, Сыктывкар - product owner, бизнес-архитектор.
  • Давид Милушев,Сыктывкар - Москва - ИТ-директор, в «Додо Пиццу» в Сыктывкар переехал из Москвы, где шесть лет работал в компании SAP на позициях scrum master и project lead. Отвечает за все, что связано с ИТ в нашей компании, в том числе и за разработку информационной системы Dodo IS.

  • Команда Проектировки Dodo IS / Поддержка - офис в г.Сыктывкар
  • Анастасия Анферова, Сыктывкар - бизнес-аналитик, в «Додо Пиццу» пришла из софтерной компании «Магнетософт», в данный момент занимается проектировкой блока «Персонал» в Dodo IS.
  • Галия Давлетова, Сыктывкар - бизнес-аналитик, программист, пришла в компанию из банка МБРР, в данный момент ведёт проект «облачная касса», поддержку пользователей, сбор требований к системе.
  • Ренат Рафиков, Сыктывкар-Уфа - проектировщик пользовательских интерфейсов, дизайнер, аналитик, приехал в Сыктывкар из Уфы, создал множество интерфейсов для Dodo IS и даже больше, в данный момент развивает как менеджер проекта сайт dodopizza.ru. Блог Рената.
  • Артем Скворцов, Сыктывкар - проектировщик интерфейсов, дизайнер. В данный момент работает с Анастасией Анферовой над блоком «Персонал».
  • Сергей Сажин, Сыктывкар - системный администратор, отвечает за работоспособность нашей «облачной» информационной системы, ведет проект по автоматизации Контакт-центра «Додо Пицца».

  • Команда Разработки Dodo IS - офис в г.Коломна
  • Александр Шибанов, Коломна - руководитель команды разработки информационной системы Dodo IS.
  • Дмитрий Пирязев, Минск - архитектор, ведущий программист Dodo IS.

  • Саша и Дима - «отцы-основатели» Dodo IS. Их историю читайте здесь.
  • Андрей Моревский, Москва - ведущий разработчик, пришел в нашу команду с позиции руководителя направления архитектуры московской компании Rapid Soft, принимал участие в создании системы лояльности «Связной Клуб» и интернет-банка для «Связного».
  • Андрей Лифантьев, Коломна - старший программист.
  • Александр Муравлюк, Коломна - программист.
  • Вадим Аминов, Коломна - программист.
  • Иван Обухов, Коломна - тестировщик Dodo IS.

  • Эта заметка - часть серии Dodo Pizza online «road show», продолжение следует четко по графику:

    23 сентября. Наша бизнес-идея.
    25 сентября. О компании: структура, команда, корпоративная культура.
    26 сентября. Знакомьтесь, наша команда!
    29 сентября. История Додо 2010-2012
    1 октября. История Додо 2013
    3 октября. Dodo IS: обзор, история создания, деньги, планы.
    4 октября. Наш продукт: линейка, преимущества, планы.
    5 октября. Маркетинг. Бренд. Реклама.
    7 октября. Франчайзинг «Додо Пицца».
    8 октября. Розничный формат «Додо Пицца».
    9 октября. Финансовая отчетность: активы, отчет о прибылях и убытках.
    10 октября. Стратегия 2014-2015: бизнес-план, куда пойдут инвестиции?
    11 октября. Стратегический план-цель 2013-2020.
    12 октября. Структура бизнеса: схема владения, описание сделки.
    14 октября. Инвестиционное предложение: elevator pitch, наша оценка 10% компании.

    Опубликовано в блоге Сила Ума. Блог о развитии. Можно комментировать здесь или в блоге.

    Информационные системы, Итоги, Ключевые записи блога, цифры

    Previous post Next post
    Up