Оригинал взят у
ameli39 в
О зависти глазами психоанализа."Тот, кому завидуют, как это чувствует завистник, обладает тем, что в глубине души наиболее ценно и желанно - ХОРОШИМ ОБЪЕКТОМ, подразумевающим наличие хорошего характера и психического здоровья."
Мелани Кляйн " Зависть и благодарность"
Самый первый объект, с которым каждый младенец вступает во взаимоотношения является материнская грудь. И именно этот контакт формирует самые первые в жизни каждого человека объектные отношения. Именно в этих отношениях формируются первые контуры того, что психоаналитики называют хороший внутренний объект.
Эти же отношения в младенческом возрасте предопределяют способность человека справляться со своими деструктивными импульсами.
Если по каким то причинам ребёнок получает травму на этом, самом раннем, младенческом этапе развития, взаимоотношения с плохой материнской грудью, сопровождаемые сильными деструктивными импульсами, фиксируются в психике и накладываются на все дальнейшие отношения уже во взрослой жизни этого младенца.
По мнению английского психоаналитика Мелани Кляйн, зависть - это следствие нарушенных отношений с матерью на самом раннем этапе развития младенца. В основе зависти на самом деле желание обрести хороший внутренний объект, которого лишён завидующий человек. Под хорошим внутренним объектом здесь понимает психологическая целостность другого, укоренённость в самом себе, психическое и физическое здоровье. Ранние - ОЧЕНЬ ранние - отношения с матерью ( сначала с кормящей материнской грудью, а затем с матерью) ложатся в основу способности получать удовлетворение жизнью, выстраивать конструктивные отношения с окружающими людьми, смягчать тревогу в пожилом возрасте. В основе всех этих процессов - внутренний хороший объект, который своего рода ядро личности. Поддерживающая его внутренняя опора.
"Первичный хороший объект, материнская грудь, образует ядро Эго и жизненно важен для его роста;
я часто описывала, как младенец чувствует, что он буквально интернализует грудь и то молоко, которое она дает. В его психике также есть уже неопределенное представление о связи груди и других аспектов и частей матери.
Я считаю, что грудь для него не просто физический объект. Все его инстинктивные желания, все бессознательные фантазии наделяют грудь качествами, далеко выходящими за рамки кормления как такового, которое она обеспечивает.
При анализе наших пациентов мы обнаруживаем, что грудь в своем хорошем аспекте является прототипом материнской доброты, неистощимого терпения и щедрости, а также творчества. Именно эти фантазии и инстинктивные потребности так обогащают первичный объект, что становятся основой надежды, доверия и способности полагаться на добро." ( М.Кляйн)
Самые первые проявления зависти у каждого человека - это зависть к материнской груди, которая в фантазии младенца может быть существом, удерживающим свободно льющееся изобилие от потребления его младенцем. И тогда младенец начинает завидовать материнской груди, она превращается в его фантазии из " хорошей груди" в " плохую грудь".
"Зависть вносит свой вклад в затруднения младенца при построении своего хорошего объекта, так как он чувствует, что удовлетворение, которого он был лишен, оставлено фрустрирующей его грудью для себя."(Мелани Кляйн).
Начинаются атаки младенца на плохую грудь: он стремится разрушить её, навредить ей, уничтожить её. По сути он в нападает на то, что может кормить его и на то, что может служить ему хорошим внутренним объектом. Это происходит потому, что младенец в силу защит расщепления не способен соединить "хорошую" и " плохую" грудь в единый образ.Для него " кормящая грудь" - отдельно, " фрустрирущая грудь" - отдельно. Две разные сущности.
Эти процессы на самом деле проходят все младенцы. Но в случае, когда рядом с младенцем есть заботливое окружение, ребёнок успешно преодолевает эти фрустрирующие его события, справляется с ними, интегрирует хорошую и плохую грудь в единый, целостный образ, что называется, двигается дальше по пути своего развития. В случае же, если ребёнок лишён заботливого окружения (прежде всего, конечно же, психологически зрелой, устойчивой, любящей матери) он остаётся фиксированным на этом этапе.
Фиксация на этом этапе создаёт ряд сложностей во взрослой жизни.
Какие это сложности?
1. прежде всего такому человеку сложно справляться с деструктивными чувствами, которые могут разрушать впоследствии его отношения с хорошим ( а по сути дающим) объектом. Такой человек не способен продуктивно использовать дары, которые ему предоставляет жизнь.
2. он не способен принимать, впитывать то хорошее, что ему может предложить другой человек ( в сеттинге это неспоособность клиента принять и использовать себе на пользу интерпретации терапевта),
3. отыгрывая историю своего младенческого возраста, он бессознательно стремится разрушить хороший объект - критикуя и обесценивая то хорошее, что могут нести ему люди ( в сеттинге это разрушение и обесценивание психотерапевтической работы),
4. парадоксальным образом он нападает именно на тех людей, которые несут ему добро ( в сеттинге это атаки на терапевта)
5. такой человек переполнен завистью к достижениям других, а на самом деле переполнен завистью к внутреннему хорошему объекту других - к целостности и психологическому здоровью другого, которому завидует.
Если обобщить всё вышесказанное, то эта ситуация напоминает очень распространённую в простонародье мудрость: " Они кусают руку, которая кормит". И это ни в коей мере оценочное высказывание. Это следствие травмы. Человек, фиксированной на младенческой травме, вследствие нарушения отношений с самым ранним частичным объектом - с материнской грудью - может подобно тому как младенец стремится разрушить кормящую грудь, разрушать отношения с хорошим, дающим объектом.
"Зависть и те установки, которые она порождает, препятствуют постепенному построению хорошего объекта в ситуации переноса. Если на самой ранней стадии хорошая пища и первичный хороший объект не принимаются и не усваиваются, то же повторяется в переносе, и течение анализа нарушается." (Мелани Кляйн)
Задача переработки такой ранней ( младенческой ) травмы заключается в том, чтобы способствовать в терапии формированию хорошего объекта, который клиент сможет интегрировать внутрь своей психики и тем самым приобрести то, чему он на самом деле завидует.