Электробусы, опыт Осло

Oct 13, 2020 07:20


Часто читаю, про то как народ жалуется об уничтожении тролейбуса в Москве и тяжёлом внедрении электробусов. Якобы они дорогие и ломаются часто. Ну и вся эта эпопея с уничтожением троллейбуса во многих городах России.

Вот решил взглянуть, как электробусы внедряются в Норвегии, самой электрифицированной стране мира (в процентном отношении ко всему парку).



Электробусы на зарядке



Сразу скажу, троллейбусов в Осло нет. Так что здесь сразу занялись элекробусами, и никто особо не протестовал. Электрификация началась года три назад, и желание электрифицировать все автобусы в Осло и округе возникла не на пустом месте. Кроме того, что Норвегия «впереди планеты всей» по электрификации автомобильного парка (уже более 10% всех машин электрические, см. Секрет успеха электрокаров), она ещё и Киото и Париж подписала. А там она взяла на себя обязательства снизить до конца 2020 года выбросы на 30% против 1990 (по киотскому протоколу) и на 50-55% до 2030 по парижскому. Но дела пока идут так себе: на начало 2020 года Норвегия даже не смогла выполнить Киото:



Синеньким - реальные выбросы, зелёненьким - цель.

Хотя, возможно, Норвегия всё же сможет дойти до 48 млн т выбросов из-за короны: народ на удалёнке и ОТ использует мало.

Из этих нынешних 50 млн тонн, около 10 миллионов тонн CO2 приходится на автотранспорт. Вот норвежцы и взялись за автобусы. Осло собирается снизить выбросы от автомобильного транспорта на 95% к 2028 году. Всего в Осло и вокруг ездит 1200 автобусов, так что все будут электрическими к 2028 году.  В 2019 году в Осло появились первые 70 электробусов, в этом должны появится ещё 156 в трёх разных компаниях, тех, что обслуживают Осло и окрестности.

Я зашёл в один из автобусных парков компании Unibuss в городке Беккестуа (в «Большом Осло»), и посмотрел как у них организована зарядка электробусов, и как у них вообще с инфраструктурой. У Унибусса уже довольно-таки много электробусов и к 2025 году у них должно быть 150 по контракту с Осло.

Unibuss провёл большое расширение автобусного парка в 2019-2020 годах, были построены зарядки и пантографы и закуплены 23 китайских электробуса.

Вот как выглядит сам автобусный парк на плане:



Так выглядит автопарк в г. Беккестуа

Предудущие электробусы закупленные Унибуссом были двумя разновидностями VDL Citea Electric с относительно маленькой батареей (127 и 169 кВч) и довольно низкой дальностью хода (50-90 км). Но, тем не менее, заряжались они быстро - 450 кВт (то есть, батарея перезарядаеися за 20-30 мин). Видимо, этого оказалось недостаточным, особенно зимой, и теперь Унибусс пробует другой подход.

На этот раз электробусы поставляются компанией BYD, одним из ведущих мировых поставщиков электробусов с более чем 50 000 электробусов по всему миру. Автобусы имеют длину 12 метров и имеют емкость аккумулятора 348 кВч и дальность хода до 250км. Этого обычно достаточно на день. Ночью электробусы заряжаются либо с помощью пантографа, который опускается на крышу (300 кВт), либо с помощью кабеля стандарта CCS. Зарядную инфраструктуру истанавлила фирма ABB, у неё большой опыт с зарядным оборудованием для электромобилей.



Зарядки устанавливала ABB

Были построены два навеса под которыми расположены зарядки на 150 кВт каждая. Это означает, что батарея перезаряжается менее чем за 3 часа с 0 до 100%:



Так как, батарея обычно полностью не разряжена, зарядка займёт даже меньше времени. Вот здесь видны зарядки на одном из навесов:



Зарядные устройства CCS

Я снимал в воскресенье, когда линии меньше загружены, поэтому было много электробусов в парке. Кроме того, во время короны использование ОТ снизилось.



А вот здесь видны электробусы на противоположном зарядном навесе. Тоже много.



Пантографы которые видны на плане автопарка и на предыдущей фотографии, похоже, пока не используются в Беккестуа. А вот фотография из другого парка с электробусами VDL:



Электробусы VDL на зарядке

А вот так элекробусы заряжаются прямо на остановке в Драммене (большой город на запад от Осло):



Зарядка чере пантограф.

Очевидно, не всё так хорошо с электробусами, и с начала внедрения было много проблем. Продолжение этой стать здесь,   Этот ужасный электробус!  Там я как раз смотрю на это.

А вы что думаете об электробусах?

Вот ещё мои записи про электрокары:

Мой опыт поездки на электромобиле Ниссан Лиф по Норвегии:

Часть 1. Осло - Мои по побережью

Часть 2. Мои - Осло через горы

и ещё про электрокары в Норвегии:

Этот ужасный электробус! (электробус, часть вторая)

Хватит ли электрокарам электричества? (когда весь автопарк электрический)

Взрывающаяся Тесла (про пожароопасность электромобилей)

Что делать со старыми батареями электрокаров? (про переработку батарей)

Электромобили более экологичные? (жизненный цикл автомобилей)

Как Европа заставляет автопроизводителей переходить на электричество

Любимая и ненавистная Тесла (Плюсы и минусы Теслы)

Секрет успеха электрокаров (Почему электрокары так популярны в Норвегии)

Электробус, #Электробус, Электромобиль, Норвегия, Транспорт

Previous post Next post
Up