День некст. Утром подъем-умыться-пожрать-собраться-в автобус. Пункт первый - научная станция по изучению птиц. Приехали, прошли, уселись, нам рассказывают, Исраель переводит, мы в зависимости от происходящего то смеемся, то плачем. Станция ловит птиц, изучает их, окольцовывает, выпускает. Пойманных в сети птиц ложат в специальный мешочек, где они хранятся, пока всех птиц из сетей не снимут. Дальше им одевают кольцо, определяют возраст, суют их в специальный пакетик, который закрывают прищепкой, это чтобы не трепыхались, взвешивают, все данные заносят в журнал - и выпускают. Здоровые кольца, диаметром 3 см - это под цапель и аистов, правда, как они могут к ним попасться в сети - не понимаю. Далее мы сажаем деревья, смотрим фильмы о том, что в центре Иерусалима в природных парках водятся такие животные как газели, совы и еще какие-то крупные кошачьи. Там же я покупаю кепарь, в котором буду ходить дальше, на котором нарисовано как пташка приземляется. Далее - идем к меноре напротив Кнессета, нам делает фотку профессиональный фотограф (менора - ритуальный подсвечник, под 7 свечей). Далее - едем на мемориальное кладбище, где похоронены видные деятели Израиля, и солдаты, погибшие в боевых действиях. От него уже идем в музей Яд Вашем.
Менора напротив Кнессета
Яд Вашем - крупный музей, посвященный геноциду евреев во время второй мировой войны. Спустившись к нему, идем сначала в административное здание, где нам раздают радиопринимающую аппаратуру - приборчик и наушники, настраиваем их на одну волну. В связи с тем, что в музее постоянно очень много групп - нам будут рассказывать о нем через эту аппаратуру, чтобы мы слышали и не мешали остальным. Долго ждем нашей очереди. Рядом с нами, на улице много солдат, их после призыва возят в этот музей, проникнуться видимо:) некоторые группки с оружием, прикольно они его складывают так, квадратом. Между тем, наступает время обеда - нам привозят пиццы и кока-колу, по 1 пицце на 2 человек. Примерно третья часть оказалась невостребованной, предложили их призывникам, они согласились:) примерно треть же кока-колы тоже осталась невыпитой, ее уже выкинули в урны. Жесть, давно такого не видал, двухлитровые бутылки в массовом порядке - в урны, эх...
Далее пошли в зал, посвященный детям. Выглядит это так - заходим в темный коридор, и идем вдоль перил. вокруг везде - сверху, справа, слева, снизу - горят в темноте одинокие свечи, сотни-тысячи. Тихий голос по одному называет имя, город и страну, в которой жил каждый погибший от рук гитлеровцев ребенок. Впечатляет сильно. Дальше настала наша очередь, пошли в музей.
Эти символические фигуры в Яд Вашеме посвящены тяжелой ситуации, в которой оказывались евреи, да и прочие семьи, уничтожаемые гитлеровцами, когда чтобы спасти хоть часть детей, спрятавшись где-то, нужно было оставить гитлеровцам самых маленьких, которые не понимают происходящего и своим плачем могут выдать всю семью.
К сожалению, фотографировать в музее было нельзя. Музей большой и интересный, у нас даже времени не хватило его весь обойти. Расскажу только пару экспозиций - в полу яма, закрытая толстым стеклом, можно встать сверху и посмотреть. Яма почти до стекла заполнена обувью, найденной в одном из концлагерей. Встаешь сверху - и почти всегда находишь что-то, похожее на то, что на твоих ногах... Личные вещи людей, которых уже перед приходом Советской Армии расстреляли где-то в Прибалтике. Трупы завалили дровами, облили бензином, подожгли, но пошел дождь, потушил пламя, а тут и наши войска подошли. Интересный случай - одна из посетительниц музея 2000-х, узнала себя на одной из фотографий, найденной в кармане расстрелянного. Вот, оказалось, один из погибших хранил ее фотографию при себе до последнего. А она даже и не думала ничего такого, о каких-то чувствах с его стороны... В конце музея - огромный круглый зал, в котором по стенам - висят полки с папками. В каждой папке - истории, которые случились с этими людьми. Огромное количество папок. По половина полок до сих пор пустая.
Музей, конечно впечатлил. После него, уже в гостинице, было снова занятие, на котором все желающие могли поделиться своими мнениями и впечатлениями по поводу виденного.
После окончания всех мероприятий, гид организовал в неформальном порядке прогулку по ночному Иерусалиму. Нас вывез автобус в центр, там мы с ним гуляли по различным историческим местам, домам, где жили различные деятели Израиля, видели даже эфиопскую церковь. Потом он нас отпустил на центральной улице, типа, кто хочет, можете походить по магазинам. Собственно, в одном из них я и натренировался говорить на английском:)))) пока задавал продавцу вопросы, пытался понять, что он мне говорит в ответ, и отвечать ему еще на то, что он мне говорит. Потом разговаривать на инглише стало значительно легче. Цены, кста, реально, могут различаться в 2 раза в разных магазинах. В точке, где мы собирались после магазинов, сидели какие-то местные неформалы, играли на гитаре, приставали к нашим девчонкам с какими-то вопросами. Потом - минут сорок пешком в гостиницу, душ, спать. Несмотря на огромную усталость и недосып, я старался такие вещи как дополнительная прогулка куда-то не пропускать, когда я еще смогу так запросто погулять в таких местах. А завтра нас снова ждал один из самых загруженных дней.
Утром подъем, завтрак, вещи собрать и на выход, выселяемся. Закидали вещи в автобус, едем в Старый город. Старый город - это участок, площадью 1 км квадратный, окруженный стеной, внутри живут 40 тысяч человек (подсчитайте плотность населения, кому не лень), Старый город разделен на 4 части - Еврейский, Армянский, Мусульманский и Христианский квартала. Мы ходим сначала по достопримечательностям, примыкающим к Старому городу, потом - по Старому городу. Армянский квартал обнесен стеной, обнесли сами армяне, которых турки, во времена, когда эта территория еще относилась к Турции, систематически пытались вырезать. Есть рассказ, не знаю, быль или нет, что армяне, узнав, что при создании СССР, была создана армянская национальная республика, решили уехать жить туда. Но, сначала нужно было послать гонца, чтобы он узнал, так ли это, и все ли там нормально. Он должен был прислать фотографию на фоне Арарата - если он сфотографирован стоя, значит все нормально, Армения существует и ехать стоит, если он сидит, значит, слухи об Армении не подтвердились, и ехать нельзя. Долго не было фотокарточки, наконец, пришла - на ней он был лежа. Армяне не поехали. Полчаса на сувенирные лавочки в армянском квартале, и идем дальше, в еврейский квартал. Еврейский квартал полностью разрушили иорданцы, когда Старый город был в руках Иордании. Этому обрадовались археологи, когда город перешел евреям: можно копать:) ну и собственно, много раскопок в городе. Сам город - с узкими-узкими улочками, на большинстве улочек автомобильного движения нет (ездит что-то узкое автомобилеподобное), хотя на некоторых может проехать автомобиль. Все улицы замощены известняковыми плитками (да и весь город построении из известняковых камней, как Цфат). Посреди еврейского квартала, рядом с синагогой стоит мечеть. По рассказам гида, ее построил еврей который один раз до того поссорился со всеми остальными евреями, что принял ислам и назло всем на своем участке земли (который примыкал к синагоге), построил мечеть. Сейчас она не действует. Далее, погуляв по старому городу, спускаемся к Стене Плача. По пути, около Стены, полно всяких попрошаек и прочих подобных плутов, которые ниточки на счастье и подобную хрень раздают за небольшие деньги. На смотровой площадке делаем фотографии, хороший вид на мечеть Аль-Акса, еще какое-то здание (за Стеной плача сразу начинается мусульманский квартал). Далее идем на контроль вещей, и сразу выходим на площадку к Стене плача. Там нам мадрихи дают клубок нити для символической процедуры "нить, которая связала нас, таглитовцев". Сейчас часть из нас до сих пор носит эти нитки на руках, как фенечки. Дальше мы официально попрощались с солдатами, и пошли к Стене плача. Идут к ней раздельно, мужчины и женщины. По пути к стене ко мне подошел некий религиозный еврей и начал выяснять, кто из моих родственников еврей. Узнав, что не мать, отстал. Остальным из группы, у кого была мать еврейкой (галахические евреи, то есть они собственно и являются евреями по религии) - дали специальное приспособление, которое они одели, и молитвы. Евреи молятся по-своему:) Записку в щель затолкать в Стене достаточно тяжело - они там уже затыканы везде где только можно. Пришлось свою закинуть в расщелину между камнями:) Вот:)
Стена Плача в Иерусалиме
Вернулся к нашей группе, солдаты все еще прощались со всеми:) фоткаемся:) через некоторое время уходим. Далее у нас обед как раз около мечети и синагоги, процедура обмена денег, и снятия с банкомата (банкомат на английском тоже сначала заставил чуток растеряться), затем волонтерство. Нас отвели в помещение специального фонда, где собирают подарки солдатам-новобранцам. Половина из нас начала собирать подарки в коробки, половина - писать письма им. Я сел писать, написал 3 письма. В письмо вписал электронку, может, ответят, если захотят. Хотя, они же по 2-3 года служат.. Хотя, они ж не как в тюрьме, иногда и домой ходят. В общем посмотрим. Письмо может попасть к кому угодно:)
Виды Старого Города в Иерусалиме
Типичная улочка Старого Города
Та самая мечеть, правда синагога чуть в стороне
Далее небольшая прогулка в торговую галерею, с запретом выходить и гулять по улице, так как мы находимся на границе с арабским кварталом и можем туда случайно забрести. Затем автобус и едем в пустыню Негев. По пути гид выпускает нас в магазин с косметикой из Мертвого моря, с русскоязычными продавцами. Закупаемся, едем дальше.
Дорога около оазиса, в который мы приехали - петляет как будто по заячьим следам едем, вправо, влево, вправо, влево. Наконец приезжаем. Нас ведут в палатку, вернее, наверное, в палату. Рассаживаемся на бедуинских подушках, едим принесенную на подносе еду. За перегородкой ругается украинская группа, сегодня сюда свезли несколько таглитовских групп. Как ругались украинцы - это ваще пипец полнейший. Нет слов. Дальше в программе - общение с бедуинами. Иду в специальную палатку, где местный главный бедуин, в белой одежде, начинает рассказывать о своих обычаях. В середине рассказа на площадке около палат начинается дискотека, бедуин говорит, что этот шум ему мешает, достает какой-то свой музыкальный инструмент и начнет на нем играть. Играл-играл, а потом разошлись.
У бедуинов. Ужин. Бедуины на подносах приносят еду.
Бедуины готовят чай на огне
Собственно, игра на национальном инструменте
Что удивило, в оазисе, несмотря на то, что он хоть и туристический явно, но он находится реально в пустыне, есть душ, в палатах около выходов висят таблички ВЫХОД, правда на иврите, есть датчики пожарной сигнализации. Очень удивило:) В палатах спали - в спальных мешках на матрасах. Многие делали это впервые, для них это было сильным впечатлением, наверное. Но это был еще не конец вечера. После дискотеки у нас была неформальная часть - прогулка по пустыне. Мы вышли из оазиса и отошли от него метров на 200. Исраэль рассказал, что пустыне в общем-то, человечество обязано созданием религии. Как это произошло? Водит пастух коз, по пустыне, наступает ночь. Он делает себе костерок, ложится около него, но вот, костерок гаснет, наступает полная тишина и темнота. И вот, в этой тишине, ему начинают чудится голоса - то кто-то его позовет, то кто-то что-то скажет. Оглянется пастух, я никого нет. Откуда это может возникнуть? В принципе, по своему опыту, когда ложишься спать в лесу (трезвым и не уставшим), такое тоже возникает, но там шумы ночью есть, есть на что списать, почудилось там и все такое... а вот если абсолютная тишина - часто возникает ощущение, что ты не один. Что кто-то крадется. Так, наверное, у марийцев и появилось и сохранилось до сих пор многобожие. На это же я и списываю волка, которого увидели Маша и Аня, с которыми мы втроем в свое время ходили в поход. Вернемся в пустыню. Дальше, Исраэль предложил нам лично убедится в его словах, для чего - разойтись и посидеть в тишине пустыни. Но... Не получилось... Рядом с оазисом находилась обычная бедуинская деревня, с собаками, которых мы подняли там на уши пока шли от оазиса. Собаки, в нашей тишине, долго перелаивались, затем им начали помогать какие-то псы в стороне, потом, несмотря на то что мы молчали, к ним присоединился какой-то мощный рык другого животного, и второго им третьего, под конец какой-то бедуин вышел и швырнул в собак ведро, видимо, очень уж они мешали спать. После этого, мы уже не могли сдерживать себя и соблюдать тишину, тем более, что от деревни к нам зачем-то кто-то пошел в темноте. Стало ясно, что пустыня нам не далась, мы собрались и ушли. Ночью спалось отлично:)
Пустыня ночью. Лунный пейзаж да и только.
Продолжение следует.