День предыдущий
Вечер.
Мы с Леной возвращаемся домой от родителей. Продукты закуплены, оставшиеся закупили по дороге. 22.00. Начинаем собираться. Поезд в 3 часа ночи, так что рассчитываем даже немного поспать. По древнему, еще с прошлогоднего сплава списку вещей, начинаем собирать рюкзаки. На двоих взяли 1 баллон минералки, посчитали, что докупим в Комсомольском, которое должно быть на дороге, также взяли термос с чаем, перекус и термос положили наверху. Леденцы в задний карман, чтобы по дороге недалеко было за ними лазить. У нас впереди было 2 дня, за них нужно пройти 52 километра - от поселка Зеленогорск до поселка Суслонгер, по шпалам разобранной Юшутской железной дороги.
Идея была моя, мне было интересно, в каком состоянии сейчас находится этот бывший транспортный объект, что от него осталось, в каком состоянии сохранилось. Поход планировался резвой пробежкой, было 2 варианта: либо с маленькими рюкзачками пробежаться все 50 км за 1 день, как в сотне, только сокращенной - то есть рано утром приехать на место, стартовать, примерно часов за 10-12 пройти и вечером уехать в Казань, либо делать резвый поход, примерно по 20-30 км в день. Так как Зеленогорск, судя по картам, находится в глубокой дыре и далеко от основных действующих транспортных магистралей, Суслонгер же наоборот, находится на железнодорожной и автомобильной трассах, было решено стартовать из Зеленогорска, чтобы, не зная, какая транспортная обстановка в этом поселке (я реально думал, что там основной транспорт - попутки), не прийти вечером в поселок, из которого невозможно уехать. То есть сначала забираемся в глубокую дыру всеми возможными способами, а потом выбираемся оттуда в цивилизацию, а потом уставшие, но довольные едем на нормальном транспорте домой. Почему решили идти 2 дня? Потому что в Суслонгер в лучшем случае мы попали бы часов в 7-8 вечера, после вечерней электрички и с большой вероятностью, что маршрутки на Казань уже не ходят, или, что мы на них не уедем (Волжск тоже не вариант, оттуда последняя электричка уходит раньше, чем из Суслонгера). И последний вопрос был - где тогда ночуем. Изучение карты подсказало 2 вариант - или в районе 38-40 километра железной дороги (то есть в 10-12 км от исходной точки похода), либо около Мочалища на реке Юшут (5-7 км железной дороги, 45 километров пути в первый день). Чтобы не рисковать идти 38 км во второй день, когда успеть нужно обязательно, решили рвать сразу 45 км и ночевать под Мочалищем. Немало, хотя оценивалось как реально. Для этого нужно как можно раньше попасть в исходную точку похода и достаточно быстро идти. Примерно 10 часов, причем десять часов именно хода, а не нахождения на маршруте. По памяти, по единичкам, помнится, как сильно давит на психику, что нужно постоянно идти, если хочешь прийти к назначенному времени. Отдых сразу передвигает предполагаемое время прихода.
Поэтому, чтобы идти было легче, старались брать как можно меньше вещей. Одежды - минимум, питья (тяжелая вещь) тоже чтобы хватило только, еды минимум, дождевики подумали, и решили все-таки взять. Аэрозоль от клещей решили новый не покупать, а взять, так, на всякий случай, еще не закончившийся ОФФ. Очень пожалели, хотя в магазине жаба душила брать по 165 баллончик, год назад стоивший 70 рублей. Собирались, довольно долго, до половины второго. Лена приготовила поесть, чтобы, когда мы вернемся, было что-то съедобное дома, обзвонила такси, ехать решили на ФМ-такси. Собрались, оделись, я проклеил ноги. Перекрыли везде воду, выдернули все вилки из розеток, кроме холодильника, перекрыли газ. В 1.45 вызвали такси, попили чай. Позвонили из такси, сообщили, что машина приехала. Вышли из квартиры, закрыли дверь, спрятали в надежное место рюкзака ключи.
Поход начался.
День первый.
Таксист за 12 минут довез нас от авторынка на квартале до вокзала. Стоило удовольствие 190 рублей. Это с двумя рюкзаками, если что. Купили билеты. Примерно к 2.40 подъехали Салим и Полина, они уснули и проснулись только в 2 часа. Покидали вещи в рюкзаки и на моторе поехали на вокзал. В итоге из существенных вещей они забыли дождевики и нож. Покупаем билеты, идем на поезд. Полина покупает сок по дороге, садимся в поезд.
В поезде довольно холодно. Туалета, как оказалось, два, один не работает. Напротив второго стоят велики двух неизвестных нам байкеров, которые тоже собрались куда-то в Марийку. Любопытных персонажей в этот раз нам не попалось. Попили сок, приоделись и легли спать - сначала Лена, потом Салим, потом Полина. Мы с ней держались до Помар, а в Помарах она уже улеглась на рюкзак, а я нормально уснуть так и не смог, все клевал почти до Красногорска. Прозевал точное местоположение каких-то объектов, расположенных между Яльчиком и Илетью на железной дороге, на которые обязательно нужно будет сходить. В Красногорске пришлось уже вставать, одевать рюкзаки. Дальнейший предполагаемый маршрут пролегал из Шелангера по Моркинской трассе до поворота на Зеленогорск, примерно 50 км, потом от поворота на Зеленогорск до собственно Зеленогорска, примерно 25 км. Выходим из поезда. С нами вышли байкеры с велосипедами и, обогнав нас, попросив пропустить их, куда-то укатили в сторону трассы.
Мы пошли пешком, параллельно наблюдая забавную картину: отовсюду, со всех дворов, со всех улиц выходили и выезжали на велосипедах люди, взрослые, пожилые, молодежь, шли к трассе, шли по трассе до видневшихся недалеко от поселка предприятий, на повороте на предприятия, они поворачивали на предприятия. Предприятия, если верить карте, были расположены в близлежащем поселке Аниссола, вероятно, большая часть жителей Шелангера работает именно там. Спешили они туда примерно к 6.30-7.00 часам. Велосипеды были в основном отечественными-советскими, хотя иногда попадались и импортные, проехало также несколько мопедов. Общий средний вид прошедшего человека - женщина среднего возраста. Такая вот трудовая миграция, лемминги, иначе не назовешь. Подошли к остановке. Как и следовало ожидать, изнутри откровенно воняет парашей, встали рядом. Ко мне привязался похмельный мужичок, сказал, что он из Морков, очень просил угостить его алкоголем (которого у нас не было) предлагал купить новые белые шерстяные носки, потом просто начал просить хотя бы 10 рублей. Естественно, ничего не получил, но поделился, ценной информацией, что автобусы тут ходят, и до Морков, и до Зеленогорска. Скоро он от нас отстал.
Примерно минут через 20 поток людей прекратился, осталось только несколько бежавших, или на огромной скорости, ехавших в сторону предприятий велосипедистов. Также со стороны трассы до предприятий проехало несколько ПАЗов. Проехало несколько машин, в том числе больших иномарок. Прошел час. Дорога на этом участке напоминала дорогу на Камское Устье после поворота с Ульяновской трассы - примерно 1 машина минут на 5-7. То есть 10-12 машин в час. Примерно через час после нашего стояния, матерения и (каюсь) немного отколупывания мозаики от остановки, мимо нас проехала ГАЗель. До чего не помню. Не остановилась, водитель развел руки, проезжая мимо нас. Минут через 40 подъехала вторая ГАЗель. Едет до поселка Осип-сола. Где такое я оперативно на карте не нашел (а потом не искал), объяснил водителю, что нам нужно до поворота, который в 5 км от Морков находится. Водитель сказал, что может подвезти нас до Коркатово (полдороги до Морков), мы отказались. Стали ждать дальше. Минут еще через 40, после 2,5 часов стояния на остановке, рядом с нами остановился микроавтобус, иностранная какая-то модель, вышел водитель, предложил ехать по 90 рублей с человека. Мы, долго не раздумывая (хотя и прикинули, что бабки бешеные для такого расстояния), сели и поехали.
Прикольно ездить в таком микроавтобусе. Проход между рядами справа и когда люди садятся на задние ряды, то на место прохода раскладывается дополнительное сиденье. За водителем на потолке есть специальные воздушные решетки для обдува и вентиляции отделения с пассажирами. Короче, прикольно. Мы, конечно, с великим трудом забрались в микроавтобус с рюкзаками, но все-таки сумели. Лена уснула, Полина не знаю, Салим вроде не спал, я с картой в руках следил, чтобы не проехали нужную нам остановку. Проезжали мы поселок с забавным названием Тыгыдэ Морко. Как позже выяснилось, название переводится как Маленькие Морки. А звучит-то как «Ты где, Морко?:)». В Коркатово в автобус подсели марийцы, начали нас что-то спрашивать. По-марийски. Видимо, не привыкли, что в этих краях кто-то не понимает этот язык. Тут же нас поджидало грандиозное разочарование - на этой остановке нас догнал моркинский ПАЗ, то есть официальный ГУПовский автобус с нормальными ценами на проезд. Мы не дождались минут десять…
Вскоре мы подъехали на нашу остановку. Впереди Салима сидела бабушка-марийка, на раскладном сиденье, то есть, чтобы мы вышли, нужно было, чтобы вышла она, сложилось сиденье, потом вышли мы. Салим попросил бабушку выйти, а она подумала, видимо, что ей пора выходить, разнервничалась, начала что-то быстро спрашивать у Салима на марийском, что-то ему объяснять, короче, минуту пришлось потратить на ее успокоение (с помощью водителя) и еще минуты 2 на выгрузку нас. Поворот, и дорога от него, предвещали нас суровый дальнейший путь. Если по основной моркинской трассе, хотя бы раз в минут 5 проезжала машина, то на ответвлении машины ездили раза в 2 реже. Хотя с другой стороны, когда нас высаживали, объяснили, что в Зеленогорск есть и автобус, и машины ездят, доберемся. Девчонки сгоняли в поселковый магазин, мы попили чай и я предложил разделиться и ехать на попутках.
В процессе обсуждения случилось то, чего мы не ожидали, подъехал автобус из Морков. Старый забитый детьми рейсовый ПАЗ. Мы, уточнив, что он едет в Зеленогорск, сели. Проезд стоил 20 рублей. Билеты выдавали странными, водитель вырезал из своей пачки билетов ночницами фигурный билет на ту сумму, которую мы ему заплатили. Давно этого не видел, хотя 1 раз таки мне это встречалось. Дети смотрели на нас с улыбками и интересом, чувствуется, туристы в Морках редкость. Проехали 2 остановки, пришлось потесниться. В поселке со странным названием, Себеусад (странно точнее не название, а то, что марийский вариант названия - Вончасола), все дети вышли (это были школьники и они ехали в свою школу). К нам, как уже становится традицией, пристал какой-то пьяный, объяснил, что без каких-то там горок, туризм - не туризм, а поход - не поход. Сам он вышел в Зеленогорске, но не на автобусной станции, а пораньше.
В общем, приехали мы в Зеленогорск, обычный поселок, напоминает Суслонгер, только улицы пошире, освещение типа есть (столбы есть), рельефнее, есть подъемы и спуски на улицах, есть участковая больница, на воротах все те же странные значки, которые видели даже в Обшиярах - с ведрами, лопатами, топором… Что это, интересно? Спросить не успели, вышли к краю поселка, прошли немного на юго-восток, вышли к шпалам. Встали на привал. Отдохнуть и морально подготовиться.
Пока все ели паштет и хлеб, пили чай, я сгонял вдоль шпал в сторону поселка, все пофоткал, сфоткал разветвления, пикетные (стометровые) столбики, шпалы, по карте тут должна была находиться платформа, или могла находиться, но я ее не обнаружил. Профоткав все, вернулся к своим. Полина пнула шпалу, она развалилась, в расщелине сидела ящерица, салатного цвета. Удивившись цвету, профотографировали ее. Затем встали и потихоньку пошли.
Я заранее прикинул, что нужно изначально фотографировать все, что видится интересного, потому что потом уже будет лень, будет усталость, нежелание останавливаться, и поэтому нужно как можно больше нафоткать в течение первых часов двух. Тем более, что первые два часа будет не меньше чем в остальных часах попадаться столбики, железяки и прочие вещи, которые обычно сопровождают железные дороги.
Попадались пикетные столбы, километровые столбы (деревянные), столбы электропередач, с проводами. Провода уже сгнили, то есть представляли собой легко ломающуюся проводку, покрытую ржавого цвета изоляцией, точнее тем, что он нее осталось. Практически всю дорогу нам попадались такие столбы вдоль дороги, хотя в основном в дальней ее части. Шпалы практически все прогнившие в труху, железных элементов на них никаких..
Через пару километров мы вышли на поле, где пути растроились. Справа и слева оказалось по одному песчаному карьеру, большая-большая, огромная песчаная выемка. Сфотографировались, пошли дальше. Дорога постепенно зарастает. В этих местах в основном небольшой травкой да маленькими сосенками-елочками. Направление дороги довольно сильно меняется.
Природа меняется постепенно, вначале, от Зеленогорска, нас окружал сосновый лес. Через некоторое расстояние от карьера начали появляться лиственные деревья. Вскоре мы прошли разрушенный мост, отмеченный на карте. Рядом с самим разрушенным мостом на шпалы насыпана огромная куча песка, видимо, чтобы тепловоз не мог ее проехать и свалиться в развалившийся мост. Вероятно, мост был разрушен до того, как прекратилось движение поездов. Вскоре Полина с Салимом объявили, что в связи с большой своей скоростью, они желают уйти вперед, то есть, чтобы мы шли не вместе, а парами. Фактически они и так шли впереди, теперь мы просто договорились, что они нас не ждут.
Вскоре на пути нам попалось озеро. Озеро было слева, вид на нем открывался просто чудесный. На карте оно подписано не было. Судя по карте же, километрах в трех от озера находилось 2 деревни. На озере были рыбаки. Мы пошли дальше. Скоро мы вышли к беседке, установленной прямо на шпалах. Слева около беседки стояли остатки какого-то небольшого белого здания, с разрушенной крышей. Вероятно, раньше там располагалось какое-то служебное помещение железной дороги. Полина позже сказала, что по бокам здания были какие-то надписи, обычно соответствующе железнодорожным околоткам, но я лично их не видел. В беседке мы с Леной отдохнули, съели шоколадку, и пошли дальше. Прошли мимо еще одного озера, с изгородью вдоль одного берега, вероятно, сюда приводят лошадей на водопой, или может других животных.
Постепенно к железной дороге стала подбираться вода. Лес стал березовым, сама дорога стала уже не песчано-шпальной, а зеленой-зеленой, местами даже нельзя было увидеть шпалы - все было покрыто травой. В некоторых местах песок между шпалами был размыт, причем не полностью, а в виде нор - вода уходила вниз под шпалу и в воду. Вода шла слева, со стороны озер вдоль дороги, в некоторых местах она была всплошную покрыта ряской.
В свое время по этой дороге явно ездили какие-то оффроудеры, ибо вдоль дороги валялось большое количество автомобильного мусора - ёмкостей из-под автомобильного масла, антифриза, камеры, в некоторых заболоченных местах были наложены жерди, чтобы машина могла проехать. Вскоре нам показалось третье озеро, уже полузаболоченное и полузаросшее. Неподалеку от него нас ждал разрушенный мост, уже с ручьем с приличным потоком. Сначала перелез через него я, затем перекинули рюкзаки, затем перешла Лена. Пошли дальше. Лес постепенно стал снова сосновым. На очередном повороте налево мы вышли к маленькому поселку, обозначенному на карте как 38 км. Нежилому. Сбросив рюкзаки и схватив фотоаппарат, мы ринулись осматривать эту достопримечательность.
Поселок, как позже стало известно, был рабочим поселком на железной дороге, в нем проживали 12 человек, последний житель, женщина, умерла в 1994 году. Поселок на момент посещения нами состоял из 2 жилых домов, 1 кухни и бани, колодца, сохранились остатки ограды. Колодец разрушен. Высота потолков в домах ниже моего роста. Один жилой дом был разрушен настолько, что мы даже не пытались в него проникнуть, вход был завален. Сначала мы посетили баню. Разрушенная печь, лежанка, мусор - все что нам там удалось увидеть. Следующим был жилой дом. В доме около входы стояли «козлы» или как называется специальное сооружение, на которое ложится бревно, чтобы его удобнее было пилить? Внутри был мусор, много бутылок из-под водки, чайник, прочая утварь - все лежало в бардаке на полу. Пол был частично выломан, было видно подполье. Крыша и потолок худые насквозь, впрочем, крыша полуразрушенная. Кухня - примерно то же самое, дверь висит на нижней петле, внутри мусор, разрушенная кирпичная печка, какие-то кухонные принадлежности в деревянной рамке, в том числе лопатка. На стене висели крюки из проволоки, я забрал себе один, сделаю из него бакс, на память об этом поселке. Рядом с домами лежал какой-то хозяйственный инструмент, напоминавший по форме лопату, зачем он нужен - мне неизвестно, возможно, ставить еду в печь, или что-то вроде этого. Домики все очень маленькие, комнаты везде квадратные, размер стороны - меньше чем 2 метра, потолки очень низкие, двери простые, на многих дверях вместо петель резина, изнутри стены обшиты каким-то войлочным материалом, двери обшиты таким же материалом и полиэтиленом сверху. Сами дома выглядят еще не трухлявыми, хотя частично они порушились. Мне кажется, что больше они порушились не сами и не из-за старости, а благодаря людям, которые здесь бывали. Общее впечатление от поселка - такого страшного жилья я еще никогда не видел, современные строительные бытовки в качестве дома - райское место по сравнению с этими клетушками. Как можно жить стольким людям в таких маленьких помещениях я не понимаю. 2 человека в дом - и то тесно. Вероятно, все-таки тут жили вахтовым методом. Вариант, что часть домов разрушена, и мы их не видели, не подходит - в описании точно указано про 2 жилых дома (барака) и 12 человек. Вероятно, дома были построены еще во времена 50-60 годов, когда о качестве жилья в принципе вопрос особо не стоял, тем более в рабочих поселках. Ужасно.
Вдоволь налазившись по домикам и пофотографировавшись, мы выходим снова на шпалы, отдыхаем, собираемся и снова в путь. Следующая наша большая остановка - поселок Комсомольский, до него еще около 12 километров. И это еще не половина пути.
Дорога к поселку Комсомольскому была почти вся в березовом лесу, сырая. Слева постоянно была или вода, затопленности, или (внимание!) снег! Снег был мало где, но встречался, в низинах, его можно увидеть на фотографиях. Дорога то становилась широким зеленым коридором, то поростала травой, кустами настолько густо, что дальше 50 метров ее уже и не было видно. Удивляло, как раньше тут, в этом узком коридоре еще и поезда ходили, тоже так продирались через кусты? А ведь ходили не только грузовые вагоны… Дорога то поворачивала направо, то налево. Идешь-идешь-идешь-идешь, а поворот все не кончается и не кончается, все идет и идет. Для меня психологически сложно идти в длительный поворот, гораздо проще, когда ты идешь и видишь цель впереди и сверяешь ее с картой - вон, нужно пройти вот это расстояние, потом еще такое же за поворотом, и тогда наконец ты достигнешь такой-то промежуточной цели. Лене наоборот, тяжело видеть, что нужно пройти огромное расстояние, ей проще идти и идти, не глядя и не видя, как далеко нужно пройти.
Сверху светит солнышко, сырая земля парит, постоянные ветки нужно обходить и стараться не задевать их, ибо на них могут сидеть злые клещи. Особенно напрягало, когда ты пригибаешься под веткой, а рюкзаком ее задеваешь, и веточный мусор падал тебе прямо за шиворот. Представив себе, что это вполне вероятно, тебе упала гроздь клещей, начинаешь прошаривать там рукой, ничего не найдя успокаиваешься до следующей ветки. Несмотря на жару, сильно не раздеваешься - опять-таки из-за клещей. Жарко. Постепенно начинает уходить наша единственная бутылочка минералки. Начинает давить усталость, Лена немного отстает. Помня, что Комсомольский, до которого мы еще не дошли, это еще не середина пути, а ближе, стараюсь гнать от себя мысли об усталости, и стараться не останавливаться на отдых. Справа около шпал стоит маленький букетик искусственных цветов. Рядом в траве лежит стеклянная рюмочка. Грустно. Явно кто-то ушел здесь из жизни, и явно, что не по своей воле. Авария это была, или кто-то на машине ехал по шпалам? А может, кто из Комсомольского?
Скоро заканчивается очередной поворот налево и появляется просвет в деревьях. Дорога расширяется, проходим выемку. В ней отдыхают Полина и Салим. Удивляются, что мы их догнали. Говорят, что на каждом своем привале скидывали с одежды огромное количество клещей, прямо стряхивали со штанов. Начинается поселок. Издалека к нам, заливаясь громким лаем, бежит и лает собака. Салим и Полина уходят снова вперед, собака бежит с ними. Из одного из домов зовут собаку, но она не слушает хозяев и бежла дальше, пытаясь лизнуть в лицо то Салима, то Полину. Пути расходятся, появляются новые шпалы в стороне. Было видимо 3 пути, а может и 4. В одном месте даже что-то типа дебаркадера у путей - видимо оттуда грузили вагоны. Очень много заброшенных больших домов в поселке, с провалившимися крышами, старых, черных. Одиноко стоит бывшая станция поселка, с выбитыми окнами, дверью, с двумя надписями над входом, советующими не курить на ходу и не бегать через рельсы. Слева от путей замечаем магазинчик - кевыт, рядом остатки телефона-автомата, точнее его навес. Лена хочет купить курить, я хочу купить воды, магазин закрыт. Обед с 12 до 15, видимо, продавец любит покушать и отдохнуть после еды. До открытия 40 минут, решаем не ждать, идти дальше. Поселок продолжается еще метров 200 и заканчивается березовой роще и ручьем. С одной стороны дороги - роща, с другой - дом, единственный, как я заметил, который более-менее нормально выглядит. Останавливаемся в теньке на отдых, Лена спускается с насыпи и умывается. Пьем воду. Хотя больше поселков нет, особо не экономим, иначе просто сдохнем, пить нужно столько сколько нужно, сколько требует организм. Итак, немного отдохнули и дальше в путь.
Немного о Комсомольском. Если верить информации интернета, раньше это был крупный поселок на железной тдороге, с большим количеством жителей. Во времена работы железной дороги, многие жители даже разъезжали по рельсам на своих служебных автомортисах. Большое количество путей говорит о том, что поселок был крупным для данной дороги грузовым пунктом. Вероятно, он и жил за счет нее. Сейчас железной дороги нет, и участь поселка печальна. Есть еще жилые дома, и даже такие, которые очень даже ничего выглядят. Но таких считанные единицы. Асфальтированной дороги в поселок нет. И если верить информации интернета, в межсезонье проехать в поселок невозможно. Хотя вообще, по информации того же интернета, туда ходит автобус.