Когда электромобили начнут съедать нефтяной рынок

Feb 28, 2016 12:14

В моей статье «Восстание машин», опубликованной на РБК в январе, были подробно рассмотрены, «разложены по полочкам» перспективы нефтяного рынка в связи с развитием транспортных технологий. Я предположил, что новый транспорт начнет «опрокидывать» нефтяной рынок с 2025 года, поскольку к этому времени дозреют и станут массово доступными электрические и водородные автомобили, произойдут сдвиги в топливной эффективности грузового транспорта и авиации и т.п.

На днях Bloomberg опубликовал расчеты, в который показывается, к какому году электромобили начнут «отъедать» у нефтяного рынка по 2 млн. баррелей в день (то есть сокращать потребление нефти на эту величину). Для начала, так сказать. В статье под названием «Как электромобили вызовут следующий нефтяной кризис» приведены три сценария.



Сценарий первый. Текущий темп роста продаж электромобилей: 60% в год. Если он будет держаться дальше, точка «большого взрыва», обозначенного на графике, приходится на 2023 год.

Прогноз Bloomberg New Energy Finance (BNEF) консервативнее. Здесь берется 30%-й годовой рост. В таком случае к объему 2 млн. баррелей в день электромобили подберутся в 2028. Есть и третий, промежуточный вариант: 2025 год при годовом росте в 45%.

Аккумуляторы - это треть стоимости электромобиля сегодня. На следующей картинке приведен прогноз развития удельной стоимости и мирового спроса на емкость батарей. Очевидно, что цена накопителей будет падать, а эффективность возрастать.



В ближайшие годы ожидается выход на рынок бюджетных моделей электромобилей от Тесла (уже в текущем году), Nissan и Chevrolet стоимостью в районе $ 30 тыс. и дальностью пробега на одной зарядке, превышающей 300 км. То есть, электромобиль - это уже близко к mass market, остается вопрос привычек потребителей, которые лечатся различными пряниками в виде субсидий, таможенно-налоговых преференций и пр. и кнутами в форме прямых ограничений на продажу или пользование автомобилями с двигателем внутреннего сгорания (как это делается, например, в Китае).

Сценарии, приведенные Bloomberg, не учитывают прогресс в других секторах транспортного рынка (грузовики, авиация и пр.). Здесь также будут подвижки, которые заключаются в увеличении доли природного газа в грузовых и железнодорожных перевозках и расширении использования топлива биологического происхождения в авиации (посмотрите на аэропорт Осло, который предлагает всем перевозчикам заправляться биотопливом). Данные альтернативы также будут понемногу отщипывать рынок у нефтяников, хотя их влияние в десятилетней перспективе не будет столь значительным.

Оригинал статьи

Нефть, Электромобили

Previous post Next post
Up