Специальное судно японской армии «Сэйсю̄-мару»

Mar 10, 2024 17:00

特殊船 蜻州丸

После окончания Первой мировой войны командование японской императорской армии приняло решение модернизировать береговую оборону Японии, за которую оно отвечало. Это было настоятельно необходимо, особенно с учётом того факта, что основой огневой мощи японской БО на тот момент были 274-мм орудия систем Шнейдер-Канэ и, знаменитые по осаде Порт-Артура, 280-мм гаубицы, производства ещё конца XIX века. Конечно, крупнокалиберная ствольная артиллерия устаревает крайне медленно, но всё же.


В качестве «станового хребта» модернизированной японской БО было выбрано новое 35-см орудие (реальный калибр - 14 дюймов), устанавливаемое в бронебашенных артиллерийских установках, которое было бы копией морского 14" орудия, и производилось бы арсеналом флота Курэ.
Затраты предстояли колоссальные, но как говорится не было бы счастья, да несчастье помогло.
Случился Вашингтонский договор, в соответствии с которым, подписавшие его пять ведущих морских держав планеты, добровольно (ну, почти) согласились «наступить на горло собственной песне» и ограничить свои морские вооружения, прежде всего в капитальных кораблях.
Конкретно для Японии это означало сдачу на слом сразу 8 дредноутов и додредноутов плюс отказ от достройки 6 заложенных линкоров и линейных крейсеров с 41-см главным калибром.
И вот в создавшейся ситуации и было принято решение, что крупнокалиберные башенные артустановки со списываемых кораблей будет переданы Флотом в распоряжение Армии для последующей установки их на береговых батареях. Также Флот передавал Армии боекомплект к передаваемым орудиям и помогал в первоначальном обучении армейских артиллерийских офицеров эксплуатации этих орудий и установок.
Это было хорошее решение.
Во-первых, не пропадать же теперь добру? Если уж нельзя использовать эти орудия на кораблях, то пусть они послужат делу защиты и обороны родины на берегу. Дело-то общее.
Во-вторых, появилась возможность изрядно сэкономить на производстве 14" орудии и башенных установок к ним для Армии.
В-третьих, башенные цеха военно-морских арсеналов загружались какой-никакой, но работой по ремонту и модернизации передаваемых Армии башен. В противном же случае они оказывались лицом к лицу с перспективой лишиться на ближайшее десятилетие какой-либо работы вообще, с неизбежной при этом потерей квалифицированных кадров и деградацией производственного процесса.
Ну, и last but not least, в этом процессе, растянувшимся не на один год, укреплялось взаимодействие между Армией и Флотом. Собственно, оно всегда было хорошим, но в таком благом деле никакие мероприятия лишними не будут.
Технологически процесс передачи башенных АУ организовывался следующим образом. С разоружаемого корабля снимались башни, затем арсенал флота производил их ремонт и модернизацию (в частности несколько увеличивались углы вертикального наведения орудий, ну и там по мелочи), а затем Армия забирала готовую башню, дабы не загружать складские площади арсеналов.
И тут мы подошли вплотную к герою нашей заметки. Забирала… а как? Башня главного калибра линкора это ведь не коробочка с бэнто, в руках не унесёшь.
И вот в рамках решения совместной задачи командование Армии поручило Морскому техническому департаменту ВМФ проектирование специального судна-транспорта с тяжёлым крановым оборудованием.
Заложенное в 1925 г. на токийской верфи Исикавадзима, спущенное на воду в 1926 г., получившее при спуске на воду имя «Сэйсю̄-мару», и в том же году введённое в строй судно имело следующие основные характеристики:
- брутто-регистровая вместимость 1300 т
- максимальная длина 61,0 м
- ширина 15,25 м,
- мощность двухвальной паросиловой установки 1400 л.с.,
- максимальная скорость 9 узлов,
- дальность плавания 1500 миль на 7 узлах.
С учётом специфики действий судна, заключающееся в том числе и в подходе вплотную к берегу, проектировщики «раскатали» корпус судна в «плоский блин», причём диски ометания гребных винтов не выходили за основную плоскость. Для повышения манёвренности на малых ходах судно оснастили сразу тремя рулями.


(舵 - руль, スクリュ - винт)

Внутренне устройство судна было следующим:
Всю носовую половину судна за форпиком занимал носовой грузовой трюм. В нём перевозились орудийные стволы и крупногабаритные части башен. За ним располагался 2-й грузовой трюм для более мелких деталей оборудования. Машинно-котельное отделение было смещено в кормовую часть судна. Для обеспечения нормальной посадки судна после выгрузки тяжёлого груза из носового трюма, побортно от него были устроены обширные балластные цистерны.

По верхней палубе, вдоль бортов судна, перемещались опоры тяжёлого 150-т крана. Ещё две 20-т грузовые стрелы были установлены побортно перед лобовой переборкой надстройки. Таким образом «Сэйсю-мару» был способен перевозить и собственными средствами выгружать на необорудованное побережье тяжёлые крупногабаритные грузы.
Вооружение судна было чисто символическим - одна 40-калиберная 8-см зенитная пушка на корме, да и та в мирное время не устанавливалась.


После вступления в строй «Сэйсю-мару» включился в работу по перевозке орудийных башен. Вот на этом рисунке:

художник изобразил строительство такой батареи. Внизу у сборного пирса стоит «Сэйсю-мару», выгружающий орудийные стволы на железнодорожную платформу, на вершине сопки - строящаяся башенная батарея, к которой проложен рельсовый путь.
Всего «Сэйсю-мару» перевёз 13 башен с орудиями калибром от 203 до 410 миллиметров для установки их на береговых батареях.
В 1937 г. временно передан в распоряжение Флота.
В ходе войны на Тихом океане «Сэйсю-мару» перевозил на Филиппины и в Малайю тяжёлую артиллерию.
Конец войны застал «Сэйсю-мару» в Сингапуре. Судно перешло под британский контроль и использовалось всё по тому же назначени - перевозка тяжёлых, крупногабаритных грузов, таких как паровозы в Гонконг, в ходе восстановления железных дорог.


Впрочем, новым хозяевам он прослужил недолго. В июле 1946 г. он потерпел крушение во время тайфуна. Выброшенный на берег корабль спасать не стали и впоследствии разобрали на металл.Скромный труженик, не блещущий известностью и славой, но хорошо послуживший своей стране, мало известен в среде любителей флота.
Но мы постарались заполнить этот пробел хотя бы такой краткой заметкой.

корабли японской армии

Previous post Next post
Up