(no subject)

Dec 30, 2023 20:00


Этим летом в морском музее города Курэ открылась специальная выставка посвящённая японским авианосцам


где представлено много весьма интересных экспонатов и документов.
К огромному сожалению попасть на выставку не представляется возможным, но мир не без добрых людей и некоторые материалы выставки появились в Сети. Там много интересного, что-то ещё надо осмыслить, но в первую очередь мне была интересна новая информация по ранним проектам японских средних авианосцев.
Качество доступных фотографий уж какое есть :-// но мы не роптали, а пострались выжать из этого всё что только можно ;-)
Итак, собственно "улов":
Проект G-6 / G6計画



(чертёж 3-го отделения Морского технического департамента, датирован ноябрём 7 года Сёва (1932 г.)

Основные размерения и тому подобное
Длина по WL 240,000 м
Ширина по WL 21,700 м
Осадка (на испытаниях) 6,300 м
Водоизмещение: на испытаниях 17 500
стандартное 12 000 [в скобках два иероглифа: первый непонятно, второй 右?, С.В.]
Мощность 150 000
Дальность плавания 10 000 морских миль на 18 узлах

Количество носимых самолётов
операционнопригодных | запасных | всего
Истребители: 24 | 6 | 30
Ударные самолёты: 48 | 12 | 60
Всего: 72 | 18 | 90

Вооружение
Артиллерийское
2-орудийных башен 20-см орудий - 3 шт. (6 стволов)
спаренных 12,7-см зенитных орудий [установок, С.В.] - 6 шт.  (12 стволов)
40-мм спаренных пулемётов - 6 шт. (12 стволов)
13-мм счетверённых пулемётов - 6 шт. (24 ствола)

Торпеды - 54 шт.

Бомбы:
1000-кг - 144 шт.*
250-кг - 360 шт
30-кг - 1056 шт.
зажигательных бомб - 192 шт.
дымовых бомб - 960 шт.

Электрооборудование
Генераторы: III - 400 кВт (с турбинным приводом)
II - 200 кВт (с приводом от двигателей внутреннего сгорания)
Прожектора: 2 110-см

Топливо
Тяжёлое (полный запас) - 3 760 т
Бензин (полный запас) - 450 т
Защита
Борт | Палуба
Погреба боезапаса - 140 мм | 40 мм
Отсеки ЭУ - 100 мм | 35 мм

Размещение самолётов в ангарах согласно чертежу (с носа в корму).
Верхний ангар:
- 10 ударных самолётов со сложенными крыльями, 1 ударный самолёт с разложенными крыльями
- шахта самолётоподъёмника
- 24 ударных самолёта со сложенными крыльями, 1 ударный самолёт с разложенными крыльями
- шахта самолётоподъёмника
Всего 36 самолётов
Нижний ангар:
- 11 истребителей
- шахта самолётоподъёмника
- 11 ударных самолётов со сложенными крыльями, 1 ударный самолёт с разложенными крыльями, 13 истребителей
- шахта самолётоподъёмника
Всего 36 самолётов
Общее количество самолётов в ангарах - 72 ед.

Комментарий:
Предусматривался подъём гидросамолётов с воды и заводка их в ангар через шахту кормового самолётоподъёмника как на "Акаги" и "Рюдзё".
Зенитные орудия, 40-мм автоматы и 13-мм пулемёты размещались поровну по обоим бортам (т.е. по 3 установки каждых).
Боевые прожектора устанавливались на правом борту перед островом и позади него.
Более мелкие надписи на чертежах, к сожалению не читаются.

Проект G-8 / G8計画


[чертежа, к сожалению, нет, это текстовый документ, привожу первый лист для наглядности, С.В.]

Основные ТТХ проекта авианосца G.8
1. Стандартное водоизмещение 10 050 Т
2. Длина по WL 227,038 м
3. Ширина 23,030 м
4. Осадка 4,250 м
5. Тип и количество котлов - 8 отапливаемых тяжёлым топливом тип Кампон Ро-го
6. Тип машин - импульсные турбины тип Кампон с зубчатым редуктором
7. Количество винтов 4 шт.
8. Мощность 150 000
9. Скорость с 2/3 запаса топлива 35,5 узлов
10. Запас топлива 4000 тонн
11. Дальность плавания 10 000 миль на 18 узлах
12. Вооружение
1) Артиллерийское
15,5-см [орудий] 1 трёхорудийная и 1 двухорудийная башня (максимальный угол возвышения 30 град.)
установленный боезапас на 1 ствол 150 выстрелов (в военное время 200 выстрелов)
указанные выше [в оригинале - справа, т.к. запись вертикальная, С.В.] башни расположены в диаметральной плоскости в носовой части
12,7-см зенитных орудий 8 спаренных установок
установленный боезапас на 1 ствол 200 выстрелов
указанные выше [в оригинале - справа, т.к. запись вертикальная, С.В.] зенитные орудия расположены по 4 установки по обоим бортам
2) Минное
45-см авиационных торпед 72 шт.
3) Электрооборудование
110-см прожекторов 2 шт.
60-см сигнальных прожекторов 2 шт.
30-см сигнальных прожекторов 4 шт.
[мелким шрифотом - так в оригинале, где эти две строчки вписаны от руки между строк и заверены печатью С.В.]
4) Авиация
ударные самолёты корабельного базирования тип 89: операционнопригодных 48, запасных 12, всего 60
истребители корабельного базирования тип 90: операционнопригодных 24, запасных, всего 30
13. Защита
1) Бортовая защита
отсеки ЭУ - 60 мм [ниже в строке написаны два зачёркнутых иероглифа, вроде бы 甲鈑 <кампан>, но до конца не уверен. То же во всех четырёх строках защиты, С.В.]
погреба боезапаса - 140 мм до 20 мм [т.е. имеется в виду утоньчение броневого пояса к низу, С.В.]
2) Палубная защита
отсеки ЭУ - 25 мм
погреба боезапаса - 40 мм
3) Були
простирающиеся по бортам от отсеков ЭУ
(Примечание)
План закладки [и] окончания работ
Дата закладки - апрель 9 года Сёва (1934 г.)
Спуск на воду - март 10 года Сёва (1935 г.)
Окончание работ - июль 11 года Сёва (1936 г.)
Верфь-строитель - арсенал Курэ

Проект G-9 / G9計画


(чертёж 4-го отделения Морского технического департамента, датирован 9 июня 9 года Сёва (1934 г.)

Спаренных 12,7-см зенитных орудий - 6 шт.
Спаренных 25-мм автоматов - 14 шт.
110-см прожекторов - 4 шт.
Ударных самолётов: операционнопригодных 42, запасных 6 шт.
Истребителей: операционнопригодных 18, запасных 3 шт.

Размещение самолётов в ангарах согласно чертежу (с носа в корму)
Верхний ангар:
- 13(?) истребителей [чертёж в этом месте сильно повреждён плюс засветка, но 13 их и должно быть по сумме, С.В.]
- шахта самолётоподъёмника
- 12 ударных самолётов со сложенными крыльями
- шахта самолётоподъёмника + слева от шахты 1 ударный самолёт со сложенными крыльями
- 12 ударных самолётов со сложенными крыльями
- шахта самолётоподъёмника + слева от шахты 1 ударный самолёт со сложенными крыльями
Всего 39 самолётов
Нижний ангар:
- 5 истребителей
- шахта самолётоподъёмника
- 8 ударных самолётов со сложенными крыльями
- шахта самолётоподъёмника
- 8 ударных самолётов со сложенными крыльями
- шахта самолётоподъёмника
Всего 21 самолёт
Общее количество самолётов в ангарах 60 (18 истребителей, 42 ударных самолёта, как и указано в таблице).
На полётной палубе в носу справа изображена, похоже, катапульта и на ней 2 истребителя.

Комментарий:
Интересно же здесь вот что. Фукуи Сидзуо пишет (<Ниппон кӯбо моногатари>, с.137) что "Сорю" был заложен в ноябре 1934 г. в арсенале Курэ по новому проекту (после изменения первоначального проекта "Сорю" после катастрофы "Томодзуру", это когда отказались от 15,5-см орудий и т.д.). И на нём планировалось разместить 57 операционнопригодных и 16 запасных самолётов (без указания класса машин), а всего, стало быть, - 73.
А тут мы видим проект датированный 9 июня того же года. Уже без 15,5-см башен, но с 60 операционнопригодными самолётами в ангаре.

Что касается собственно корабля, то 25-мм спаренные зенитные автоматы в этом проекте размещены по 6 с правого и с левого борта и 2 в носу. На "Сорю" же один автомат с правого борта убрали и - видимо для того чтобы не уменьшать их общее количество - переместили его в носовую батарею.
Ну и некоторые мелкие изменения во внутреннем расположении, насколько это вообще можно понять из скудных чертежей этого проекта и самого "Сорю".
Т.е. получается, что существовал ещё один вариант проекта "Сорю" отличавшийся составом авиагруппы и другими деталями. О котором Фукуи-сан или не знал или не счёл нужным писать (но последнее маловероятно).
Жаль, конечно, что этой информации не было у нас с Евгением когда мы работали над переизданием книги по японским средним авианосцам, но наш мир не совершенен. Зато теперь есть и мы можем ею поделиться.
Так что у кого есть эта наша книга и кому ещё интересна эта тема, может распечатать и вложить в книгу в качестве дополнения, как это было со схемой бронирования "Кацураги".
С наступающим всех!
__________________________________________
* Это уже третий известный нам японский документ где говорится о 1000-кг бомбах на японских авианосцах, т.е. на описку/опечатку не спишешь. Но пока что не обнаружено ни одного подтверждения что такой боеприпас, в указанный период, существовал хотя бы в опытных образцах. А вот у армейской авиации 1000-кг бомба была. Как мне представляется - в этом и объяснение. Узнав об успехах своих армейских коллег моряки тоже захотели себе 1000-кг бомбы и под это были сделаны некоторые предварительные прикидки, в т.ч. и для палубной авиации, так сказать - на перспективу.
Previous post Next post
Up